План Гинзбурга

www.zelikm.com — »Евреи глазами именитых друзей и недругов»

Два года назад ушёл из жизни наш соплеменник и соотечественник, выдающийся учёный, Лауреат Нобелевской премии по физике  Виталий Лазаревич Гинзбург. В этом году ему бы исполнилось 95 лет.

    Короткая  справка.                                                                                                                                                                            

Гинзбург Виталий Лазаревич — действительный член РАН; лауреат Нобелевской премии в области физики за 2003 г.; советник при дирекции Физического института Академии наук (ФИАН); родился 4 октября 1916 г. в Москве; окончил МГУ им. М. В. Ломоносова в 1938 г.; работал в ФИАНе на различных научных должностях; главные направления научной деятельности: теоретическая физика, астрофизика; с 1958 г. — член-корреспондент по Отделению физико-математических наук (физика), с 1966 г. — академик по Отделению общей и прикладной физики (экспериментальная и теоретическая физика); иностранный член Королевского астрономического общества Великобритании, член Международной академии искусств и наук в Бостоне (США), Почетный член Индийской академии наук, иностранный член Королевской академии наук Дании; лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1953); Нобелевскую премию, присужденную «за решающий вклад в объяснение двух феноменов квантовой физики: сверхпроводимости и сверхтекучести», разделил с российским академиком Алексеем Абрикосовым и работающим в США британцем Энтони Легеттом; удостоен золотой медали им. М. В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области теоретической физики и астрофизики (1995), золотой медалью им. С. И. Вавилова за выдающиеся работы в области физики, в том числе за серию работ по теории излучения равномерно движущихся источников (1995); имеет государственные награды, в том числе орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996).

Знающие этого человека относились к нему с глубочайшей симпатией. Именно симпатией (от греч. simpatheia — влечение, внутреннее расположение к кому-, чему-либо). Если бы Нобель среди известных премий учредил еще одну — за благородство и широту души, то Виталий Лазаревич, несомненно, удостоился бы и ее. В  части  Нобелевской автобиографии, которую он посвятил еврейскому вопросу, В.Л. с присущей ему прямотой, философичностью и глубиной осветил эту проблему, причем выйдя далеко за российские границы. Он высказался не только как русский еврей, но любой еврей, живущий в диаспоре,  для которого страна, в которой он живет — родная. В рассуждениях Гинзбурга о еврейском вопросе имеются две ипостаси: честность и интернационализм. Последнее понятие приобрело благодаря большевистской практике чуть ли не ругательный характер. На самом же деле интернационализм более, чем естественен для каждого культурного человека, и нет ничего удивительного, что его выразителем является академик Гинзбург — прежде всего в силу своей высокой общей культуры.  Виталий Лазаревич — еврей, которому одинаково дороги как русский дух, которым была благотворно пронизана вся его жизнь, так и еврейское национальное чувство, носителем которого он себя считает. Интересны его взгляды на еврейство и проблемы арабо-израильских отношений.

Общепризнанно, насколько знаю, что религия (иудаизм) сыграла решающую роль в том, что евреи за многие столетия не ассимилировались, попав в изгнание из Палестины. Синагога для евреев была при этом не только молельным домом, но и центром общины. В этой связи понятно, почему даже евреи-атеисты, по крайней мере, многие из них и я в том числе, считают возможным и оправданным известную материальную поддержку синагог. Такова, в частности, позиция Российского Еврейского Конгресса, являющегося светской организацией. Поддержка синагог в Израиле со стороны государства также, конечно, в определенных пределах естественна. Однако, по моему мнению, в Израиле место и влияние иудаизма далеко превосходит нормы, которые должны определять ситуацию в светском демократическом государстве.

*****

Как еврей я не могу и здесь не остановиться на “еврейском вопросе”, хотя так мне и не вполне ясно, почему этот совсем небольшой, многострадальный народ оказался в фокусе мировой политики. Для понимания дальнейшего должен сделать несколько замечаний.

  • Евреи сохранились как нация, не ассимилировались, как принято считать, в силу приверженности иудаизму, тому, что считали себя избранной нацией. Я атеист и интернационалист, т.е. не считаю никакой народ “избранным”, в частности не считаю, что евреи лучше, скажем, арабов.
  • Еврейского языка (ни иврита, ни языка идиш) я не знаю; кстати, жалею об этом, но нет у меня способностей к языкам, а мой родной язык русский. Казалось бы, я должен был ассимилироваться. Но это совершенно не так, я даже помыслить никогда не мог и не могу об отречении от своего народа. Каковы причины? Сам хорошо не знаю и не понимаю. Конечно, существенны семейные корни, кое-какие еврейские традиции в семье были. Не менее существенен антисемитизм. Хотя я непосредственно от него не пострадал, но “жидом” и меня называли. Я уже не говорю о временах, когда после войны у нас расцвел государственный антисемитизм. Так или иначе, в силу этих и, возможно, каких-то других мне непонятных причин (а вдруг дело в генах, их роль до конца еще не ясна), я являюсь, так сказать, носителем еврейского национального чувства. Это отнюдь не национализм, ибо под национализмом я понимаю или мнение о превосходстве “своей” нации, или, по крайней мере, стремление оправдывать и защищать “своих”. Категорически отрицаю наличие таких чувств.
  • Напротив, самым ярким проявлением у меня еврейского национального чувства являются стыд и негодование, когда я сталкиваюсь с евреем негодяем и, вообще, отрицательной личностью. Одновременно меня радует, если достойный человек является евреем. Так, я очень рад, что Эйнштейн был евреем, да и немало других выдающихся людей. Не вижу в этих чувствах ничего постыдного. Стыдно устраивать “своего” за чужой счет, стыдно прощать “своего” мерзавца. А гордиться “своим”, я имею в виду евреем, хорошим человеком мне не стыдно. Вместе с тем объяснить и как следует понять эти свои чувства не могу…
  • Я разразился вышеизложенным частично для того, чтобы пояснить, почему интересуюсь Израилем и его судьбой. Очень рад, что существует это государство, где наконец-то евреи не являются меньшинством, часто гонимым и униженным. Вместе с тем, многое мне там не нравится. Не в порядке важности, но не могу не отметить клерикализм. Синагоги в истории евреев играли большую роль не только как молитвенные дома, но и как центры общины. Поэтому можно в Израиле понять какую-то государственную поддержку религии. Но все хорошо в меру. Не вижу оправдания отсутствию, во всяком случае, в ряде мест, общественного транспорта по субботам, да и ряда других и, иногда, более важных ограничений или следствий религиозного характера. Тем самым атеисты дискриминированы. Еще важнее отсутствие всякого единства в стране, наличие очень большого количества злоупотреблений преимуществами демократии. Но об этом можно особо поговорить: демократия – замечательная вещь, но недаром Черчилль говорил в свое время, что демократия отвратительна, но, к сожалению, мы не придумали ничего лучшего. Приходится терпеть. Поэтому, как я считаю, само существование государства Израиль находится под угрозой, а его ликвидация была бы новой катастрофой типа Холокоста. Пишу об этом здесь, хотя и сознаю, что, быть может, это неуместно, ибо возмущен поддержкой Арафата и его банды со стороны антисемитских и одновременно прогрессивных “левацких” сил Запада. И дело здесь вовсе не в моей, якобы, антиарабской позиции.
  • Сталин и Гитлер решили бы палестинскую проблему за 48 часов. Уничтожили бы или Израиль, или, что менее вероятно, Палестинскую автономию, депортировали бы неугодное население куда-нибудь подальше. В цивилизованном мире такое “решение”, конечно, недопустимо.
  • Мое мнение состоит в том, что нужно и можно иметь два совершенно изолированных государства. Все, знающие уроки истории (например, историю “дружбы” католиков и протестантов в Северной Ирландии), или видевшие по телевидению пляшущие толпы палестинцев всех возрастов при показе по тому же телевидению терактов 11 сентября, унесших жизнь тысяч невинных людей, не могут питать никаких иллюзий насчет дружбы и любви между палестинцами и израильтянами. Точнее, допускать в обозримом будущем такую возможность (или делать вид, что они ее допускают) могут только совершенно безмозглые банкроты, добившиеся в свое время пресловутых соглашений в Осло. Поэтому убежден в невозможности в настоящее время дружественного сосуществования Израиля и государства Палестина. Выход, на мой взгляд, один – полная изоляция этих государств друг от друга. Это невозможно при сохранении большинства израильских “поселений” на палестинской территории. Их нужно убрать, и это не вопрос права. Один израильтянин говорил мне, что земля под “поселениями” не была аннексирована, а была куплена. Тем лучше, но из этого лишь следует, что можно пытаться “разменять” поселения на землю арабов, живущих в Израиле. Эти израильские арабы – единственное подлинное препятствие к полному разделению двух государств. И здесь я делаю примечание насчет религиозного вопроса, о том, что Иерусалим является центром трех религий и этот вопрос можно решить совершенно независимо. Кроме того, необходима непроницаемая “стена”, разделяющая два государства. Совершенно недопустимо использование палестинских рабочих на территории Израиля. Такое использование, как приходилось слышать, мотивируется гуманистическими соображениями, якобы заботой о бедных арбах. На самом деле, как я думаю, многие израильтяне не хотят делать “черную” работу, а своя рабсила, несмотря на безработицу, дороже или недоступна. Палестинцы же, работающие в Израиле, не могут не ненавидеть своих богатых хозяев, и это источник дополнительного антагонизма. История ввоза черных рабов в Америку могла бы чему-то научить. А о палестинцах должны заботиться их собратья в богатых арабских странах. Вопрос же о Голанских высотах представляется мне совершенно надуманным. Я сам там был и видел развалины большой древней синагоги. Почему же это “исконная сирийская земля”? Сирия напала на Израиль, была разгромлена и потеряла Голанские высоты. Сирийского населения на этой территории нет, ее потеря – плата Сирии за агрессию.
  • Почему те, кого такое положение возмущает, не требуют возвращения Германии Кенигсберга и окрестностей, переименованных в Калининград и Калининградскую область? Таков результат нападения Германии на СССР, и никто, в том числе и немцы, не собирается его пересматривать. Меня, между прочим, возмущает, что части Восточной Пруссии и Кенигсбергу присвоено имя Калинина, этого ничтожества, лизавшего сапоги Сталину, сославшему в концентрационный лагерь ни в чем не повинную жену того же Калинина. Я реалист и уверен, что вышеизложенный “План Гинзбурга” осуществлен не будет и только вызовет злобу и возмущение псевдодемократов и “миротворцев”. Что же, это их дело, мне же хотелось высказать свое мнение, пользуясь свободой слова…
  • Поддержка Израиля Соединенными Штатами далеко не безгранична и в какой-то мере противоречива. “План Гинзбурга”, будем условно так говорить, хотя я, конечно, ни в какой мере не претендую на оригинальность и авторство, этот план, с моей точки зрения, не более чем желаемое, оптимальное решение в данной ситуации. Особенно важен вопрос о поселениях. Именно он является, видимо, объектом яростных споров в Израиле. Здесь я должен пояснить, что с моей стороны дело не в антипатии к поселенцам, отрицании их прав и чистоты их помыслов, речь идет о том, что поселения, отделенные от территории собственно Израиля, в сегодняшних условиях не могут существовать без вооруженной защиты, но это означает бесконечную войну. В поселениях живет, насколько я знаю, двести–триста тысяч человек, а во всем Израиле, кажется, около четырех миллионов. Так почему же это подавляющее большинство должно тратить огромные деньги и, главное, проливать кровь ради защиты поселенцев? Почему это справедливо, а перемещение поселенцев в безопасные места несправедливо? Здесь я не вижу другого выхода. (Oтрывок из нобелевской автобиографии. ”Вести”, 08.01.2004 – А.З.)
  •                  Комментарий: На начало 2006 года количество учёных евреев в России, несмотря на их эмиграцию в другие страны и имеющий место антисемитизм, остаётся значительным. В Российской Академии Наук 516 академиков. Из них – по одному эстонцу, литовцу, белорусу, аварцу, лезгину, кабардинцу, 2 узбека, 7 грузин, 10 татар, 16 армян, 23 украинца, 55 евреев, остальные – около 4000 – русские. Член-корреспондентов – 780. Из них – по одному кумыку, кабардинцу, ингушу, лаку, латышу, андийцу, греку, немцу, осетину, киргизу, туркмену, башкиру, по два чеченца, аварца, узбека, казаха, литовца, белоруса, 3 грузина, 5 азербайджанцев, 19 армян, 26 украинцев, 62 еврея, остальные 640 – русские. На октябрь 2006 года в мире живет 227 лауреатов Нобелевской премии в области науки (физика, химия, медицина, экономика), свыше 80% работают в США. По одному нобелевскому лауреату – у поляков, чехов, пакистанцев, мексиканцев, румын, албанцев, ирландцев, бельгийцев, словаков, индусов, белорусов (Жорес Алферов, мать – еврейка). А вот единственный «полурусский» лауреат – академик Абрикосов по этому жесткому критерию попадает к евреям. Так что русские остались без своего «представителя». По два – норвежцы, датчане и арабы (один из датчан – Оге Бор, сын великого Нильса Бора, имеет также еврейские корни). По четыре шведа и итальянца. Пять голландцев. По шесть – французов, японцев, китайцев. Семь шотландцев. 25 немцев (включая германошвейцарцев). 69 англосаксов (в основном американцы). И наконец, страшно сказать, на ПЕРВОМ месте – евреи! 78 человек. Эти данные приведены мной из публикаций Леонида Радзиховского.
  • Оцените пост

    Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
    Загрузка...

    Поделиться

    Автор Anatoliy Zelikman

    Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
    Все публикации этого автора