Еврейская идентификация и иудаизм: что в них общего

Многие мои статьи в той или иной степени затрагивают вопросы еврейской идентификации. И при обсуждениях этих статей дискуссии разгораются, в основном, по влиянию основных концепций иудаизма на еврейскую идентификацию. В дискуссиях прослеживаются три тенденции:
1. Одни утверждают, что еврейская идентификация должна полностью отражать канонические требования иудаизма: настоящий еврей это тот, кто исполняет все галахические требования иудаизма, которые неизменны.
2. Другие настаивают на том, что еврейская идентификация в значительной степени не связана с каноническими требованиями иудаизма: современный мир это мир науки, а не религии – поэтому настоящий еврей должен идентифицировать себя со всем тем, что происходит в нашем постоянно изменяющемся современном мире.
3. И еще одна группа считает, что еврейская идентификация действительно основывается на канонических требованиях иудаизма, но эти требования должны интерпретировать Тору таким образом, чтобы они (эти требования) были способны направлять жизнь во всех сферах современного еврейского и нееврейского мира, в которых оказывается современный еврей.

Я на стороне третьей группы, и вот так я вижу, как современный настоящий еврей может соединить свою еврейскую идентификацию с иудаизмом.
• Наша жизнь должна быть организована по концепциям Торы, поскольку, мы верим, эти концепции даны нам Всевышним.
• Мы верим в то, что сама Тора — это указания Всевышнего нам, созданным им людям, по организации жизни человечества на земле нашей, и то, что эти указания могли быть записаны нами земными, не меняет сути дела.
• Всевышний — это система управления над нами. А это означает, что никто из нас земных познать ее управляющие концепции полностью не в состоянии. Поэтому мы, земные человеческие индивидуумы, интерпретируем эти концепции так, как нам позволяет наш интеллект. Самые интеллектуальные из нас – пророки и мудрецы — интерпретируют концепции Торы намного ближе к истине, но все мы это делаем.
• И самые интеллектуальные среди нас создали доселе непревзойденную интерпретацию, называемую Талмудом. Мы знаем, что Талмуд создавался большой группой раввинов в течение более сотни лет около двух тысяч лет тому назад. То, что Талмуд был создан нами земными, не уменьшает его духовной важности – это была самая лучшая интерпретация указаний Всевышнего в Торе для условий жизни, которые существовали около двух тысяч лет тому назад. Эта наша коллективная интерпретация двух тысячелетней давности составляет основу нашей религии иудаизма.
• Наш развивающийся мир, созданный таковым Всевышним, был создан развивающимся в шесть дней сотворения мира, и продолжает развиваться по законам, созданным Всевышним. И наша религия иудаизм продолжает развиваться вместе с развивающимся миром, отражая изменения в этом мире, как это и предусмотрено Всевышним.
• Постоянные изменения нашего мира приводят к необходимости изменения старых интерпретаций Торы. Конечно, существует опасность заинтерпретироваться и выйти за пределы Торы, но за этим должны следить наши раввины.
• Раввины не только помогают нам не выходить за пределы Торы. Они помогают нам устанавливать контакт с Всевышним через молитвы, ритуалы, исполнение мицвот и т.п. И вот здесь мы подходим к тому, что, мне представляется, многие раввины упускают, что не позволяет многим евреям определиться в своей еврейской идентификации. И вот что это такое.
• То, что упускается в наших молитвах — это четкое понимание того, что мы ищем в наших контактах с Всевышним, – какие инструкции, какие указания, какое вдохновение …
• А чтобы разобраться в том, что мы ищем в наших индивидуальных контактах с Всевышним, мы должны найти ответы на следующие вопросы.
o Для чего Всевышний создал нас людей на земле этой в последний шестой день созидания?
o Почему Он не остановился на пяти днях созидания, а Ему понадобилось создать что-то уникальное на шестой день – нас людей, полностью отличных от того, что было создано в первые пять дней?
o Что отличает нас людей, созданных на шестой день, от всего того, что было создано в первые пять дней?
• Несомненно, существуют разнообразные ответы на эти вопросы. Мне представляется, что следующие ответы более приближены к истине:
 Все, что было создано в первые пять дней сотворения мира, не было создано по «образу и подобию Бога». И только на шестой день было создано что-то совершенно иное, то, что получило имя человек и было создано по «образу и подобию Бога».
 В Торе есть только одно фундаментальная характеристика Бога – Он созидатель. Бог создал наш мир, нас людей в этом мире и законы, по которым этот мир развивается.
 А если это так, то главной характеристикой нас, созданных «по Его образу и подобию», должна быть способность созидать, способность продолжить Его созидательную работу по Его критериям, быть помощниками в Его созидательной работе.
 Таким образом, мы должны искать в наших «беседах» с Всевышним понимания того, каких действий Он ждет от нас – действий по продолжению Его созидательной работы, потому что Он создал нас именно для этого. Ему не нужны наши молитвы – молитвы нужны нам самим как средство подключения к «беседам» с Ним, чтобы понять, что мы должны делать в нашей созидательной (семейной, общинной, профессиональной, политической и т.д.) деятельности.
 Такая трактовка «бесед» с Всевышним вызовет разочарование среди многих из нас.
 Среди нас есть евреи, которые ждут от раввинов и просто еврейских мудрецов списка тех действий, которые рекомендованы Всевышним для продолжения Его созидательной работы. Такие евреи могут быть разочарованы – такого списка быть не может: такие действия индивидуальны, не коллективны, поэтому каждый должен составлять свой список действий сам, исходя из своих индивидуальных условий существования. Коллективный унифицированный список действий есть, и это Талмуд, но этот список действий предназначен для подготовки к созидательной работе по Торе. Сама же созидательная работа должна проводиться по индивидуальным спискам.
 Среди нас есть евреи, которые считают себя светскими (в отличие от других, которые считают себя религиозными). Светские евреи тоже могут быть разочарованы постоянным упоминанием Всевышнего (Бога) и постоянным обращением к религии. Но я считаю, что все те, что считают себя евреями, являются людьми религиозными, потому что в основе понятия еврей лежат чисто религиозные символы — Гора Синай, Пророк Моисей на этой горе и Бог, вручающий ему там скрижали. Поэтому я полагаю, что те, кто называют себя светскими, это религиозные евреи, но не соблюдающие обрядов и не посещающие синагогу. Но это уже тема для совершенно другой дискуссии.
Хотелось бы узнать, что думают те, кто считают себя истинными евреями, обо всем этом, особенно евреи в США и Израиле, где существуют благоприятные условия для реализации истинной еврейской идентификации по Торе.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Минков

Все публикации этого автора

8 thoughts on “Еврейская идентификация и иудаизм: что в них общего

  1. Стремление автора вовлечь в иудаизм светских евреев встречает пока препятствие в признании модели сотворения мира, изложенной в Торе. Поэтому первым шагом должна быть интерпретация этой модели, не противоречащая фактам, накопленным человечеством. В этой связи показательный пример предоставил А.Эйнштейн, предложивший свою теорию относительности, которую научный мир не был готов принять. Эйнштейн ввел понятие «согласованная реальность», которая у каждого человека своя. Шаг за шагом расширение каждым индивидуумом понятия «согласованная реальность» привело, в конечном счете, к признанию ученым миром и СТО, и ОТО. Наиболее важным элементом модели сотворения мира по Торе, является правильная интерпретация понятия «по образу и подобию». Тот, кто пытается отнести это к ребенку, не учитывает известного факта, что существует строго определенное время развития определенных качеств, пропустив которое «образа и подобия» не достигнем. Поэтому только воспитанный и обученный должным образом имеет возможность путем самосовершенствования достичь «образа и подобия». Иначе наделение правами человека зверя, внешне подобного человеку, не убережет мир от катастрофы, к которой мир ускоренно приближается.

    1. Lev, thank you for an interesting comment. I am on travel with no computer with Russian keyboard. When I am back I’ll respond.

  2. Вл.Вы вероятно забыли,что не так давно уже выдали идентичный текст…По сути—-.Вы настойчиво пытаетесь отдать раввинам право корректировать наши взгляды на суть Торы(на случай возможной ошибки в нашем -не раввинов-понимании). То есть,по вашему,каждый нуждается в «жирафе,которому видней».Кому -то действительно нужно,но ведь Вы апеллируете не только к Аппелу,но и к другим учёным и вообще к образованным людям! Далее,если говорить о степени доказательности божественного происхождения той или иной части иудейской веры,то на основании имеющейся информации наиболее убедительно происхождение непосредственно от Б-га лишь Скрижалей с Заповедями-,далее идёт Тора(Хумаш),но уже с оговорками-записывал-то человек) И т.д. К слову, относительно скрижалей также остаются вопросы. Не кажется ли Вам,что все значительно сложнее…или проще. Ну,а евреи -это те кто евреи—-Понять ,почему Вс-вышний потратил шесть дней(и вообще -что это за «дни») недоступно нам по определению(«ваши пути-не мои пути»).Будучи всесильным,если понимать это всесилие буквально,в рамках традиции,Он мог бы обойтись и наносекундой.—О смысле слов «сотворим человека по образу мокму,по подобию» следует подумать с уччётом того обстоятельства,что и ближайшие родственники первых людей,как записано в Торе,такжесозданы по образу и подобию своих родителей! Так может быть и первый «двойной»(Адам +Ева) человек—Также является божьим чадом в прямом смысле этого слова,и тогда мы уже сблизимся с христианством. Тем более,что нам уорно навязывают мысль,чтонаша цивилизация-иудеохристианская-.Или как сказано в анекдоте.пришел Эйнштейн,и всё стало относительным? Спинозы и Эйнштейна друг.

    1. Александр, действительно я доверяю раввинам. Я уважаю их за то, что они знают и пытаюсь следовать их советам. Но они знают не всё, и я пытаюсь узнать всё то, что они не знают сам, изучаю тору и все относящиеся к ней материалы. Я благодарен раввинам зп то, что они научили меня работать с торой и докапываться до сути еврейской духовности.
      Но мне кажется где-то я уже слышал ваш асё отрицающий и негодующий голос. Если вы попытаетесь быть более конструктивным в ваших вопросах, диалог может быть продолжен.

  3. Мне кажется,что мои вопросы конкретпы,куда уж более.—К раввинам у меня претензий также не .имеется.А учусь я всё же у других специалистов в области веры,хотя согласен во многом спервыми.Я отрицаю,а точнее-игнорирую только то,что противно логике ифактам. —Всё-таки окаком контроле со стороны раввинов над нашим пониманием Торы Вы говорили ранее,если сами считаете ,что опи знают не всё?

  4. После достаточно близкого знакомства с пятью раввинами — раввинский корпус потерял в моих глазах всякое уважение. За 30 сребренников они на белое скажут чёрное; и наоборот. Да, есть весьма уважаемые и добросовестные люди в этом «корпусе», но их, на мой взгляд, меньшинство. Может в США это не так, но на Украине и в Германии -это норма.

  5. Лев, Давид, Александр и многие другие, кто проконтактировали со мной по поводу этой статьи.
    Я был поражен отрицанием положительной роли раввинов в нашей духовной жизни. Такое отрицание может и вести к ассимиляции, которые многие пытаются понять и остановить. Я попытаюсь осмыслить все это в новой статье с примерным названием «Еврейская идентификация и раввины: что в них общего».

  6. Начну с ответа Давиду. Не знаю, сколько Вам лет, но люди, прошедшие службу в рядах Советской Армии помнят присказку:»Учите материальную часть», т.е. надо глубоко знать предмет о котором идёт речь. Поэтому одно из первых указаний гласит:»Выбери себе раввина». Давид, если из 5 раввинов ни один не подошёл, то это не основание для отрицания танаха. Продолжайте заниматься самостоятельно и встреча с раввином, которому можно доверять, тебя найдёт. Много ответов на массу вопросов можно найти на сайте htpp://www.evrey.com и на многих других..
    И не уподобайтесь некоторым читателям советской прессы, которые во время обсуждения книг, авторы которых были неугодны режиму, писали в газеты: «книгу я не читал, но знаю, что она плохая …….»
    Хочу всем напомнить, что из 613 мицвот Иудаизма более половины связаны со службой в Храме, т.е. не актуалны в отсутствии Храма..

Comments are closed.