Данное выражение—искусственно сконструированный мною вариант немецкого перевода фразы «Головокружение от успехов». Посколью у нас еврейская газета, с преимущественно еврейскими темами, и/или другими представляемыми в еврейском преломлении, то я посчитал целесообразным озаглавить данную статью на языке, максимально приближённом к тому, которым владеют многие нхаши читатели, и который у почти всех больше всего ассоциируется с еврейством—то есть идише. Ну а поскольку идиш это, как известно, диалект немецкого (или по крайней мере, язык произошедший от последнего), то мои скромные познания нашего недавнего наследия не оставили мне другого варианта, кроме как обратиться к интернетному многоязыковому словарю «лингво.ру», и воспользоваться его услугами. Надеюсь, я хотябы смогу этим потрафить нашему главному сайтовскому любителю всего «аф идиш» мистеру Кегелесу
Итак, о чём я хочу сказать? Какое такое «головокружение от успехов» имею в виду? Да то самое, которое явно прослеживается, к примеру, в публикациях уважаемого Анатолия Зеликмана, исполненных цитат разных выдающихся деятелей человеческой культуры и цивилизации—учёных, литераторов, философов и т.д.—о нашем народе. Дело в том, что мен кажется столь настойчивое постоянное напоминание самим себе о том, какого хорошего мнения о нас другие, есть проявление не силы, а слабости нашего духа и самооценки. Для начала, многие из цитируемых людей либо евреи, либо люди от смешанных браков; к тому же, надо понимать что люди независимого ума, каковыми по определению являются писатели, артисты, учёные и т.д., обычно критичны к статус-кво обществ в которых живут, и склонны к более позитивному отношению к тем группам населения, на которые в рамках этого статус-ква обычно направлено недоверие и враждебность—будь то евреи, городская или сельская беднота, народы и страны Третьего мира, или даже гомосексуалисты. То есть, симпатия к евреям прогрессивных, интеллигентных людей исходит из того же корня, что и их же симпатия к левым течениям, либерализму или даже, если взять сегодняшний день, к мусульманам или чернокожим. Как говорится, попользовался сам—передай другому; и если мы, евреи, удостоились в последние пару столетий симпатий независимых, наиболее достойных членов свободного общества, то как можем отказать другим людям в том же самом?
При желании, кстати говоря, можно накопать и немало вполне антисемитских высказываний вполне выдающихся деятелей самых разных времён, от хотябы Цицерона, обозвавшего нас «презренной побеждённой нацией, навязавшей свою религию победителям»( дело было во времена широкого распространения иудаизма в Римской империи, в том числе среди элиты), и до Эзры Паунда, Гилберта Честертона, Кнута Гамсуна и массы других современных деятелей(к сожалению, сейчас не вспомню, кто сказал лет сто назад, что «если евреи и являются народом, то определённо народом весьма отвратительным»—буду даже благодарен, если читатели мне напомнят имя автора этого или шожего высказывания). Подобная подборка вполне могла бы опровергнуть утверждение что антисемитизм есть неизбежно признак бездарности; вобще, одарённость скорее связана со сложностью, а не простотой мировоззрения, и лично мне кажется что однозначно некритично филосемитские взгляды скорее свидетельствуют о такой же ограниченности интеллекта или кругозора человека, как и юдофобские.
Можно также напомнить, что тот огромный «выбриос еврейской энергии», который произошел на лоне Западной и даже отчасти исламской цивилизации за последние пару тысяч и особенно пару сотен лет, произошел восновном благодаря интеграции евреев с окружающим обществами; и что подавляющее большинство составляющих еврейскую славу людей, имеют более-менее отдалённое отношение к собственно «идишкайту». Вспомнить о том, что не только мудрецы Талмуда осуждали «увлечение цветами Яван, не дающими плодов»(хотя по идее цветы именно что предшествуют плодам), но и Виленский Гаон запрещал евреям учить философию, дабы не сойти с пути Торы; и реакцию большей части «традиционного» еврейства на сионизм, как якобы бунт против самих основ Торы и её идей; и отлучение от общины одного из ярчайших сынов нашрго народа, Баруха Спинозы, за якобы нееврейские религиозные воззрения— и это в «просвещённом» Амстердаме сравнительно прогрессивного 17-го века, ещё и в отношении мыслителя, которого общий философский мир считает «богоопьянённым»! Да много чего можно привести, как факты несколько подрывающие стройную картину «стопроцентной правильности и гармонии еврейства в обшгхем мироздании», создаваемую статьями такого типа, как те что публикует ув. г-н Зеликман.
Но главный вопрос, который я хочу задать себе и другим, иной: какое, скажите на милость, отношение к нашим достижениям имеют люди вроде Меира Лански(на защиту которого от американского правосудия в своё время стало Еврейское гос-во, будто ему больше заняться нечем было)? или Берни Мэйдоффа(вот уж точно пример «аидише копфа», использованного совсем не на хорошее дело)? или Сэма Берковица, знаменитого маньяка-убийцы? или некоего хасида Шварца, буквально вчера напавшего с кулаками и отвёрткой на соседей-турок, обозвав их «арабским итеррористами»(двойной идиотизм— не только проявить религиозную нэтерпимость, так ещё и перепутать её адресат!)? Или другой хасид, пару недель назад пытавшийся заживо подпалить третьего в Боро-парке, из-за того что тот, по его мнению, исповедует «еретические» взгляды? Или даже молодой «модерн-ортодоксального» вида парень, на моих глазах едва не задавивший пару дней назад на Авеню Джей в Бруклине нескольких пешеходов, ничтоже сумняшеся проехав узкий и беспокойный перекрёсток на красный свет?
Какая удача, что люди, цитируемые в статья уважаемого Зелига Плискина, не жили в гуще еврейского народа, и не видели упомянутых мною, и многих других, малосимпатичных историй(людей, ситуаций); и какая досада, что за несомненно приятными и во многом заслуженными отзывами сочувствующих сторонних наблюдателей, мы сами зачастую забываем о тех проблемах, которыми всё ещё изобилует наша еврейская жизнь и община. Может, иногда надо поменьше искать одобрения извне, и побольше анализировать самих себя? Глядишь, и жизнь таки станет лучше— как еврейская, так и вобще..Ведь от нас, евреев, вроде как зависит состояние остального мира.
Кегелес, вам не модератором, а учебники по наглости писать надо. мои комменты к своим статьям вы трёте, а сами лезете в чужую дискуссию со своей лжепсихологической заумью? браво, столичник вы наш, нЮджерскийский»
Алех!
Я перечитал Ваше послание и, честно говоря, только сейчас до меня дошел их смысл Ведь я же новичок на этом сайте. Будем знать: кто есть кто
Спасибо за откровенность, ранее я предполагал, что Вы написали из-за какой-то личной обиды или досады
Оказывается не первый случай, а tendency!
Алех, прости, но голова таки закружилась у тебя. Перечитай статью Рава Зелига Плискина , сразу придешь в себя. Автором статей с цитатами, о которых ты ведешь речь, является наш новый автор Анатолий Зеликман, который дарит читателю обьективно позитивные эмоции. Не зря одну из его статей прокомментировали как : — луч света в царстве петушинных боев.
Авторов, дорогой Алекс, Еврейскому Миру нужно МНОГО и РАЗНЫХ.
Алекс, пречитай Словесный Капкан Рава Зелига Плискина. Кратко и ясно…
Алех!
Я прочитал «Словесный капкан». Рав — умница!!!
Вот прочитай: «Нет необходимости комментировать все, что вы не одобряете, если это не затрагивает законов Торы.»
Граждане!
Вам это ничего не напоминает?
Может мне привести некоторые цитаты некоторых авторов на этом сайте??
Рав не указал, что происходит, если люди нарушают этот этикет.
А жаль…
Алех!
Я пытался найти статью или публикацию тех фактов, о которых ты упоминаешь в своей, на мой взгляд, интересной статье. Я имею в виду упоминания Лански, Мэйдоффа и т.д. Пожалуйста, укажи их адрес..
В писках выше названных фактов, роясь в библиотеке Зеликмана, я обнаружил статью Геннадия Разумова: «Эти евреи — не евреи». Советую почитать.
da, sorry, poputal avtorov: imena-to pohozhie, odin Zelig, drugoj Zelikman 🙂
про Лански— http://en.wikipedia.org/wiki/Meyer_Lansky#Attempted_escape_to_Israel_and_trial его депортировали, но только спустя 2 года после приезда в Израиль, и если верит; книге «История евреев в Америке» Ховарда Морли Сахара, которую я освещал пару месяцев назад в одной из статей, не без сильного сопротивления израильской общественности, или её части
Берковиц— приношу извинения ещё раз, его звали не Сэм а Дэвид http://en.wikipedia.org/wiki/David_Berkowitz
о «хасиде», напавшем на турка—http://www.nydailynews.com/news/ny_crime/2011/06/28/2011-06-28_neighbors_a_terror_bklyn_hasid_charged_with_felony_hate_crime_after_attacking_fi.html я случайноувидел заголовок этой статьи у кого-то из пассажиров автобуса, в котором ехал утром во вторник; и был шокирован
про попытку одного хасида сжечь другого— http://gothamist.com/2011/05/23/hasidic_vs_hasidic_arson_attempt_le.php впрочем, изначально об этом случае я узнал с сайта Гены Кацова
про Мэйдоффа—не совсем понял, что вы хотели бы узнать. насколько я знаю, он считался «выдающимся еврейским филантропом», пока не случился скандал разоблачивший его «финансовый гений». в результате, таким солидным организациям как центр Визенталя, пришлось от него открещиваться(или, если угодно, отмагиндовидиваться)
Рахель, понимаешь, я давно уже встречаюсь с достаточно массированным потоком таких «позuтивных эмоций» и «самоаффирмации» в еврейской среде, и не замечаю чтобы она от этого—к огромнейшему сожалению!—делалась лучше. у каждого или почти каждого довода «в пользу еврейской избранности, уникальности и правильности», может найтись другая, порою тёмная сторона. честно говоря, этот жанр литературы «что [хорошего] выдаюшиеся неевреи о нас говорят» мне порядком поднадоел
Понимаю, Алех. Но еще понимаю, что детей наших на чем то воспитывать таки надо. А еще вспомнила, как дедушка читал мне Куприна — тот самый отрывок, который приводит в стоей статье Анатолий Зеликман. И на душе стало теплее…