КТО ПРАВИТ ИСТОРИЕЙ
Всевышний сотворил человека, наделив его свободой выбора. С тех пор человек является не пассивным созерцателем происходящего, а партнером Творца. Человек – творец истории, он творит свою судьбу и историю, которая направляется Всевышним.
Негодяй Фараон издал указ топить всех новорожденных еврейских мальчиков. Во имя спасения ребенка родители Моисея положили его в корзину и отправили ее по реке. Всевышний смеется на небесах, — писал царь Давид в своих псалмах, оборачивая замыслы наших врагов против них же самих! Дочь Фараона услышала плач и воскликнула: «Это еврейский ребенок». Она достала его из воды и принесла во дворец. Возможно, что и Фараон догадывался, что это еврейский мальчик. Почему же он не утопил его? Фараон думал, что сможет вырастить ребенка египтянином. История Моисея доказала, что еврей остается евреем! Моисей вырос во дворце Фараона, но, увидев страдания своих братьев, посвятил свою жизнь их спасению. Он изнутри познал «империю зла». Именно поэтому смог победить Фараона и вывести евреев из Египта.
Подобная аналогия прослеживается и в истории Эстер. Ахашверош, приказал привести Эстер во дворец. Когда Эстер открыла ему, что она еврейка, Ахашверош не выгнал ее из дворца. Но и во дворце Эстер осталась верной дочерью своего народа. Так Всевышний перевернул злой замысел негодяя Ахашвероша: сын Ахашвероша и Эстер, персидский царь Дарий, разрешил евреям вернуться в Израиль и отстроить Иерусалимский Храм.
Кто хуже?
Я назвал Ахашвероша негодяем. На первый взгляд, он кажется добродушным и наивным царем. Многие привыкли считать основным злодеем в истории Пурима Амана. Во время чтения книги Эстер в Пурим мы шумим и стучим, услышав имя злого Амана, задумавшего уничтожить всех евреев. Однако мудрецы считают, что как бы ни угрожал нам Аман, опасность, исходящая от Ахашвероша, была еще большей.
Не случайно книга Эстер начинается с рассказа о том, как Ахашверош созывает великий пир и выставляет на всеобщее обозрение «разные сосуды» – священные сосуды разрушенного Иерусалимского Храма.
Семьдесят лет уже прошли, но не исполнились пророчества Иссайи и Даниэля о том, что Всевышний вспомнит еврейский народ и вернет его в Израиль. Ахашверош настаивал, чтобы и евреи пришли на этот пир и доказали, что они – лояльные персы, а не евреи; чтобы евреи навсегда оставили свою мечту о возвращении на родину и о строительстве Храма, и никогда более не повторяли слов: «На следующий год в Иерусалиме!» Персидский царь поставил своей задачей ассимилировать евреев. Если Аман хотел уничтожить нас физически, то Ахашверош стремился к нашему духовному уничтожению.
В пасхальной Агаде рассказывается о двух типах врагов еврейского народа. Фараон хотел убить только мальчиков, Лаван же стремился уничтожить всех! Фарон был открытым врагом, он стремился физически уничтожить еврейских мальчиков. Лаван же встретил Яакова с объятиями, притворившись его другом. Однако в действительности он делал все, чтобы двенадцать сыновей Яакова навсегда остались в доме Лавана, и еврейский народ так никогда и не стал реальностью.
Встречая брата Эйсава, Яаков обратился ко Всевышнему с молитвой: «Спаси меня от руки брата моего, от руки Эйсава!» Йосеф Бер Соловейчик, основоположник плеяды брестских раввинов, спрашивает, почему Яаков повторил кажущиеся ненужными слова: всем известно, что Эйсав – его брат. Как бы страшен ни был открытый враг Эйсав с мечом в руке, еще страшнее скрытый враг, притворившийся братом и другом.
Как бы страшен ни был Гитлер, который уничтожил шесть миллионов евреев, возможно, что духовная Катастрофа насильственной ассимиляции Сталина и всей той системы еще страшнее. Ассимилируя евреев, большевики нанесли огромный урон их душам. Евреи направили свои творческие силы на укрепление советской империи зла. Они создавали науку и искусство, технику и армию. Не только то поколение одурманенных революцией евреев, но и их дети, внуки и правнуки продолжают служить чужым богам, в частности, строя оружие, которое, подобно «Катюшам» и «МиГам», обращено против их братьев в Израиле.
ВСЕ ПЕРЕВЕРНУЛОСЬ
Духовный закон сохранения энергии проявляется в том, что злой замысел негодяя не только оборачивается против него же. Более того, те самые причины, которые угрожали наказанием, теперь «превращаются» в награды.
Каждый раз, отмечая пост, евреи читают в синагогах отрывок пророчества Иссайи: «Пусть оставит негодяй путь свой, несправедливый – помыслы свои, и возвратится к Всевышнему, и Он простит его… Ибо с весельем выйдете и с миром придете; горы и холмы разразятся пред вами песней, и все деревья в поле рукоплескать будут; Вместо терновника поднимется кипарис, вместо крапивы поднимется мирт». (Исайя 55: 6-13).
Слово «мирт», на иврите «хадас» – имеет общий корень с именем Хадаса, которое изначально носила царица Эстер. Не случайно мудрецы формулируют в Мидраше следующую мысль: «Вместо терновника Амана поднимется кипарис Мордехай, а вместо крапивы Вашти (внучки Навуходоносора и жены Ахашвероша) поднимется мирт Хадаса – царица Эстер!»
Рабби Гедалия Шор объясняет, что мудрецы сформулировали концепцию «переворачивания» кажущейся безнадежной ситуации от тьмы к свету. Более того, слово «вместо», на иврите «тахат», переводится дословно «под». Даже в самой сложной ситуации под жалящей крапивой скрывается ароматная мята; добрая царица Эстер уже готова сменить злую Вашти. Всевышний «готовит лекарство» перед болезнью. Однако для того, чтобы наказание превратилось в награду, нам необходимо совершить духовный переворот внутри себя.
ЛЮБОВЬ В НАС
Комментируя слова Эстер: «Я приду к царю не по закону», – ребе из Гур пишет в своей книге «Сфат Эмет», что это намек на раскаяние от любви.
По законам сохранения, преступление создает наказание, которое не настигает грешника в тот же момент, а предоставляет ему возможность раскаяться. В случае если человек раскаялся от страха и решил больше не грешить, преступление считается непреднамеренным, и наказание отменяется. Однако если человек совершает раскаяние от любви, которое не только останавливает его совершить зло, но и вдохновляет творить добро, то грех, совершенный в прошлом, превращается в заслугу – ведь он стал трамплином, отталкиваясь от которого, человек творит добрые дела.
Когда евреи не послушали лидера Мордехая и пошли на пир Ахашвероша, стремясь доказать свою лояльность Персии, тогда и поднялся Аман. Стоило же евреям объединиться вокруг Мордехая, как все изменилось.
Замыслы Амана перевернулись, и, что парадоксально, благодаря его усилиям евреи вернулись в Израиль и отстроили Храм на деньги Амана.
Ахашверош стремился духовно ассимилировать евреев, но когда они вновь приняли авторитет Торы Мордехая, то все перевернулось: сын Ахашвероша возвращает евреев в Израиль и отстраивает Иерусалимский Храм!
На официальном сайте ООН утверждается, что Государство Израиль возникло благодаря усилиям Гитлера, уничтожавшего евреев Европы. Всевышний смеется над негодяями, как бы переворачивая их замыслы. И если верно, что поднимающий руку на физическое уничтожение народа в конце концов укрепляет евреев физически, то стремящийся к духовному уничтожению народа укрепляет его дух!
Если Гитлер, не желая того, способствовал созданию еврейского государства, то, кто знает, возможно, что духовные лидеры народа и будущие строители Иерусалимского Храма выйдут из потомков переживших гонения Сталина. В этом и символ Пурима: ни гитлерам и ни сталиным, ни мечу Амана, ни смешанным бракам Ахашвероша не удастся уничтожить народ, о вечности которого пророчествует Тора. Ам Исраэль хай!