Белый человек в левантийских трущобах

«И сказали они (Иегошуа и Калев) всему обществу Израиля: «…страна эта очень и очень хороша!» (14:7).

Далеко не все нынешние жители Страны Израиля согласятся с двумя разведчиками-диссидентами. «Как можно жить в такой стране?! Это же третий мир! Грязный и опасный. А бюрократия чего стоит! А хамство! Нет, белому человеку не место в этих левантийских трущобах…» Знакомо, не правда ли?
Почему одни жители Страны Израиля восхищаются ее красотой, а другие не скрывают раздражения?
Одна красивая принцесса искала достойного жениха. Претендентов было много, и она решила устроить конкурсный отбор. Когда очередной кандидат приходил свататься, слуги отводили его в приемную комнату, почти пустую, если не считать вазы с фруктами и нескольких священных книг на столе. Вы уже догадались, что принцесса была ортодоксальной еврейкой и предъявляла к потенциальному жениху свои специфические требования.
Слуги говорили гостю, что принцесса должна прийти сюда с минуты на минуту, а пока он может отдохнуть и подкрепиться фруктами: «Пожалуйста, располагайтесь. Чувствуйте себя, как дома».
Кандидат и не подозревал, что принцесса наблюдает за ним через замаскированный глазок в стене. Видя, как он берет яблоко и, прежде чем откусить его, сосредоточенно произносит полагающееся благословение: «Благословен, Ты, Г-сподь, творящий плоды дерева» или раскрывает книгу и погружается в чтение, принцесса радостно улыбалась, облачалась в лучшие наряды и являлась в приемную во всей своей блистательной красоте.
Но если претендент рассеянно жевал угощение, забыв сказать благословение, или безучастно смотрел по сторонам, игнорируя разложенные книги, его ждало горькое разочарование: принцесса выходила к нему в лохмотьях, с вымазанным сажей лицом. Полюбить такую ведьму было невозможно при всем желании.
Страна Израиля похожа на эту принцессу. Если еврей приезжает сюда не за дешевыми фруктами и колбасой, а за духовной пищей, если он — настоящий «оле», «восходящий» к вершинам духа, его очарует и физическая красота Эрец Исраэль, он без памяти влюбится в эту землю. Но если он — закоренелый материалист, ценящий только личные удобства, его будет все злить и раздражать: грязь, жара, шум, смуглые лица и черные шляпы.
Однако, подобно неудачливому претенденту на руку принцессы, он так и не поймет, что не он отверг Страну Израиля, а она отвергла его, представ перед ним в убогом наряде «левантийских трущоб».

Ответ в начале задачника
«Мне не нужная ваша религия, — сказал один молодой человек раввину. — У меня особые отношения с Б-гом. Б-г меня любит, бережет. Вот послушайте, что со мной произошло год назад. Я ехал по горной дороге на мотороллере: слева скалы, справа обрыв. День был прекрасный, солнечный, без ветра. И вдруг за крутым поворотом я увидел перед собой в нескольких метрах огромный грузовик. Он ехал прямо на меня, занимая всю узкую дорогу. Водитель включил тормоза; я тоже резко затормозил. Мотороллер упал и по инерции потащил меня в сторону, к краю 200-метровой пропасти. Я не мог остановиться; меня как будто парализовало. Вот уже край, мотороллер свалился вниз. У меня в голове промелькнуло: «Все, конец…» И в это мгновение я увидел куст. Он рос на самой кромке обрыва. Я схватился за него; ветки жалобно скрипнули, но выдержали меня. Мои ноги уже висели над пропастью; под ними осыпался каменистый грунт. Я собрался с силами и осторожно подтянулся, уперся коленом в выступ и перевалился на дорогу…
Чудо! Произошло чудо! Б-г спас меня. Не нужна мне ваша Тора, не нужны ваши заповеди. Я знаю, что Б-г хранит меня. Кто еще послал мне этот куст?!»
Раввин улыбнулся в бороду и тихо поправил собеседника: «Ты лучше спроси, кто послал тебе грузовик…»
В начале сегодняшнего раздела комментатор РАШИ спрашивает, почему драма с разведчиками приведена в Торе сразу после рассказа о том, как Мирьям была наказана за клеветнические слова о своем брате Моше. На первый взгляд, странный вопрос. Что значит «почему»? Потому что эти два эпизода следуют друг за другом в хронологическом порядке. Как произошло, так и написано.
Нет, не все так просто. В Торе нет случайного нагромождения событий. Каждому из нас выпадают в жизни трудные испытания, в которых проверяются наши стойкость и сила духа. Суть испытания состоит в том, что мы не знаем, когда и как будем испытаны, на какие вопросы нам придется отвечать.
Так бывает в обычной жизни. Но в отношениях с Творцом все обстоит по-другому. Прежде чем заставить нас решать задачку, Он дает вначале ответ.
Евреи хотели послать разведчиков в страну Израиля задолго до того, как Б-г дал им на это разрешение, сказав: «Пошлите от себя людей…» (13:2).
Всевышний, лучший в мире психолог (помните у Лермонтова: «И мысли, и дела Он знает наперед»), знал, точнее предполагал, что евреи рвутся в разведку неспроста, что они боятся идти в Святую землю, где прекратится их оранжерейное существование с гарантированной защитой от стихии, с манной и походным колодцем, где им придется сеять, пахать, строить, воевать — короче, вести нормальную жизнь со всеми ее проблемами и опасностями, а не у Б-га за пазухой, в Синайской пустыне. Поэтому они ищут повод, чтобы отвергнуть «землю, текущую молоком и медом», щедрый дар Всевышнего.
Б-г знал, что они попытаются опорочить Эрец Исраэль. Поэтому Он предостерег разведчиков от клеветы на примере Мирьям. Другими словами, дело не в том, что история с неудачной разведкой произошла сразу после наказания Мирьям, а в том, что ее ошибка и последующее наказание стали наглядным уроком, который Б-г преподал разведчикам, прежде чем разрешить им отправиться в путь. В Его задачнике все ответы проставлены заранее. Надо только увидеть их.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора