ИЗ БЕСКОНЕЧНЫХ ГЛУБИН ОТЧАЯНИЯ

(Отклик на статью В. Едидовича «Путь сквозь века» («Панорама», N№ 1233)

В статье, наряду с другими, В. Едидович рассматривает проблему еврейского сопротивления нацистам в годы Второй мировой войны. По его мнению, из-за потери ощущения принадлежности к своему народу евреи недостаточно сопротивлялись злейшему врагу – немецкому фашизму. Признавая, что «сопротивление нацистам оказывалось в Варшаве и Вильно, Гродно, Глубоком», Едидович считает его явно недостаточным по сравнению с восстанием Маккавеев или завоеванием Ханаана. Как будто можно сравнить целый народ, проживавший на одной территории, и отдельные еврейские общины, находившиеся в диаспоре в 23 странах Европы в окружении чуждого им населения и властей, призывавших к его уничтожению. В шести войнах с арабами Израиль одерживал блестящие победы, а ведь его армия состояла из выходцев из гетто и концлагерей, их сыновей и дочерей.

Вот уже почти 60 лет в мире бытует миф, что миллионы евреев в гетто и концлагерях якобы покорно шли на смерть, не оказывая сопротивления палачам. Во всем мире задают вопрос: почему они не сопротивлялись? Почему безропотно шли в лагеря, в гетто, к расстрельным ямам, в газовые камеры?

А что мы знали о сопротивлении в гетто и концлагерях, если в большинстве случаев восставшие погибали, не оставляя никаких следов? Оставшиеся в живых рассказывали, мертвые молчали. Вот почему до открытия архивов Холокоста о еврейском сопротивлении образ еврея, безропотно идущего к расстрельному рву, прочно вошел в массовое сознание и, как показывает статья В. Едидовича, живет до сих пор. Можно, впрочем, заметить, что так же вели себя, например, миллионы пленных красноармейцев – молодые, физически здоровые, но безоружные мужчины. Относительно евреев, рассуждающие подобным образом словно забывают, что большинство здоровых мужчин в возрасте от 18 до 40 лет (500 тысяч только советских евреев) воевали на фронте. В оккупации оказалась наиболее беспомощная группа — старики, женщины, дети, больные. Я с трудом представляю себе возможность активного сопротивления колонны из 6 тысяч человек, среди которой была моя мама и 3-летняя сестричка, которую немецкие солдаты и украинские полицаи гнали 9 января 1942 года в лютый мороз к расстрельной яме в сосновом лесу в городе Хмельник Винницкой области. И, несмотря на это, евреи далеко не всегда покорно шли на смерть, и не только в гетто с большим количеством узников. В документах Ровенского областного архива (д. 55, с. 23, д. 48, с. 33) читаем донесение начальника местной полиции о восстании в гетто местечка Тучино. 22 сентября 1942 года около 3000 узников лагеря Тучино подняли мятеж. Деревянная ограда лагеря была подожжена, сквозь образовавшиеся проемы тысячи заключенных бросились наружу, несмотря на шквальный огонь охраны. Даже в немецких оперативных сводках за июль и сентябрь 1941 года имеются сведения о еврейском сопротивлении в Каунасе, Остроге, Житомире, Ярмолинце, Кременце. Уже из этих донесений видно, что неорганизованные стихийные вспышки еврейского сопротивления возникали даже в малых гетто. А вот еще один документ от 27 октября 1942 года, подписанный самим Гиммлером: «Главному начальнику СС и полиции Украины обергруппенфюреру СС Процману. Главный штаб Вермахта доложил мне, что линия Брест-Гомель все еще подвергается нападениям банд, что вызывает осложнения в снабжении фронтовых частей. На основании имеющихся у меня донесений можно считать, что центральной базой бандитского движения в болотах Припяти является Пинское гетто. В связи с этим приказываю немедленно ликвидировать Пинское гетто». Что и было сделано…

Несмотря на беспощадный террор и жестокое подавление любой попытки сопротивления, евреи вели борьбу с нацистами и продемонстрировали исключительную стойкость, готовность к самопожертвованию и выдающиеся организаторские способности. Это касается не только тех, кто имел возможность защищаться с оружием в руках. Тысячи еврейских матерей ценой собственной жизни спасали своих детей, молодые люди добровольно шли на верную смерть, лишь бы не оставить своих родных и близких в их последний час.

Во многих гетто действовало организованное подполье, стремившееся если не спасти евреев от неизбежной гибели, то, по крайней мере, затруднить нацистам осуществление их планов и отомстить палачам за невинно пролитую кровь.

Восстание в Варшавском гетто (апрель 1943) стало символом народного сопротивления и беспримерного мужества. Оно застало оккупантов врасплох, поскольку они ни одной минуты не сомневались в своем полном и окончательном торжестве. Историк Варшавского гетто Иммануэль Рингельблюм, который на протяжении всей оккупации сохранял документы и вел дневник «Записки из Варшавского гетто», рассказывет о двух девушках, Хайке и Фрумке: «Каждый день им грозит опасность. Вся их надежда на их «арийские» личики и на крестьянские платки, которыми они покрывают головы. Не колеблясь ни секунды, они безропотно выполняют самые опасные задания… В августе 1943 года в Бедзине Фрумка Плотницкая была загнана гестаповцами в подвал. Она погибла, сопротивляясь с пистолетом в руке. Хайка Гроссман осталась жива, сражалась в Белостокском гетто, работала в кибуце в Израиле, стала членом кнессета и одним из самых уважаемых граждан Израиля.

Стихийный мятеж узников Варшавского гетто стал примером борьбы для других гетто и концлагерей. В августе 1943 года восстание вспыхнуло в гетто Белостока, а месяц спустя – и в Вильнюсском гетто. В Треблинке, концентрационном лагере уничтожения, куда доставляли евреев из Варшавского гетто и других европейских городов, в августе 1943 года также произошло восстание. Его участникам удалось взорвать склад боеприпасов и поджечь почти весь лагерь. Кое-кто раздобыл оружие в бою, но большинство сражалось голыми руками или рабочими инструментами. Из 700 лагерников сумели бежать менее двухсот, но и из них остались в живых несколько десятков. В результате восстания Треблинка как лагерь смерти перестал существовать. Здесь были умерщвлены 300 тысяч евреев. Во Львовском гетто узники, временно оставленные немцами в живых (поскольку кто-то должен был кремировать трупы и сортировать одежду убитых), создали три боевых группы, перед каждой из которых была поставлена определенная задача: расправиться с охранниками и лагерной администрацией, захватить склад оружия, поджечь бараки и газовые камеры. План сработал, и, истребив охрану, восставшие сумели уйти в лес и присоединиться к партизанскому отряду.

В октябре 1943 года 600 узников концентрационного лагеря Собибор пытались прорваться к оружейному складу, но были остановлены автоматными очередями. Тогда они устремились к главным воротам, разоружили охрану и вырвались за ворота лагеря. Около половины из восставших подорвались на минных полях, уцелевшие также присоединились к партизанским отрядам. Не меньшее восхищение вызывает восстание, четыре дня бушевавшее в Белостокском гетто в августе 1943 года. Всего 40 тысяч евреев остались в гетто к 15 августа, когда нацисты явились туда, чтобы вывезти всех узников. Евреев быстро загнали в узкие улочки, сжатые одноэтажными домами. Пятьсот подпольщиков хотели взять штурмом стену, окружавшую гетто, чтобы выпустить на свободу несколько тысяч человек, но эта операция окончилась неудачей. Тем не менее, практически безоружные повстанцы держались до 20 августа, когда немцам пришлось применить танки, чтобы завершить «эвакуацию». Даже в Киеве, где гетто не было, а местных евреев прямо из домов гнали в Бабий Яр, узники не смирились. По свидетельству одного из них, Якова Штейна, из Сиретского концентрационного лагеря, находившегося поблизости от Бабьего Яра, немцы отобрали 100 человек, которых заставили сжигать трупы расстрелянных киевлян, чтобы замести следы своих преступлений. Эту группу немцы решили расстрелять и сжечь в последнюю очередь. Но заключенные устроили побег и рассказали всему миру о злодеяниях нацистов в Бабьем Яру.

Еврейское подполье существовало почти в каждом гетто и каждом концлагере. Тысячи евреев воевали в оккупированной Европе в составе партизанских отрядов и групп сопротивления. Среди них было немало тех, кто бесстрашно сражался в гетто, избежал смерти и нашел в себе силы продолжить борьбу против оккупантов. Каждый пятый партизан в Волынской, Ровенской и Житомирской областях был евреем. Одним из таких героев был Абба Ковнер, руководитель восстания в Вильнюсском гетто, который впоследствии стал командиром партизанского отряда и участвовал в освобождении Вильнюса.

Историк Сесил Рот писал: «Трудно объять разумом и выразить пером огромность Катастрофы, невероятную силу духа, которой обладали воины-евреи, придавшие самому понятию «гетто», некогда постыдному и унизительному, ореол славы и чести».

Ничего более героического не знала еврейская история. Никогда и нигде никому не удавалось превзойти героизм бойцов гетто. Ни голод, ни унижения, ни смерть не остановили их. Поднимаясь из бесконечных глубин отчаяния, они восстали, и огонь этого восстания не угаснет в человеческих сердцах, пока не прекратится род людской на этой земле. Своей этнической принадлежности узники гетто и концлагерей никогда не теряли – брацлавские хасиды, сионисты и коммунисты – все они были евреями, сражавшимися за свой народ.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “ИЗ БЕСКОНЕЧНЫХ ГЛУБИН ОТЧАЯНИЯ

  1. Dorogoj gospodin Gil,
    ja rabotaju v fonde \»Memorial Ubitym Evrejam Evropy\» v Berline. Nasha organizacija stroit po zakazu nemeckogo parlamenta memorial zhertvam holocausta v centre goroda Berlina. my tak zhe sobiraem informaciju o drugikh pamjatnikakh zhertvam holocausta v raznykh stranakh. menja interessuet istorja unichtozhenija evrejev goroda Chmelnik. mogli li by Vy predostavit mne ljubuju informaciju o proishestvijakh 1941-1944 godov? esli u Vas druzhja ili rodstvenniki v Chmelnik, s kotorymi ja mog by pogovorit po povodu pamjatnika v gorode?
    s nailuchshimi pozhelanijami,
    Daniel Ratner

Обсуждение закрыто.