Штурм вулканического острова Иво Джима в Тихом океане явялется примером решимости американцев даже больше, чем Battle of the Bulge (Арденнское наступление в декабре 1944-январе 1945). Иво Джима стала символом готовности свободного общества принять на себя очень тяжелые потери ради победы над злом. И эта битва и эта готовность к борьбе со злом так же актуальны сегодня, как и 60 лет тому назад. Маленький остров (8 квадратных миль) Иво Джима лежит в 660 милях от Токио. В феврале 1945г. американцы отвоевали большую часть территории, захваченной япоцами в 1941-42 г.г., оставался только Иво Джима, взятие которого было необходимо: он был нужен для продолжения полетов бомбардировщиков В-29 над территорией Японии, на острове находились три летных полосы, которые японцы использовали для атак камикадзе, аэродромы острова могли стать базой для бомбардировщиков В-29 и для самолетов, совершающих вынужденую посадку на полпути с Марианских островов к Японии.
После тяжелых, но мало эффективных бомбардировок, 19 февраля в 8ч.59м.70 000 морских пехотинцев высадились на берег острова, на котором уже находились 21-23 000 японцев. Японцы решили использовать тактику глубокой обороны: они построили 800 дотов и многочисленные тоннели, протяженностью более трех милей. Преодолеть вулканический пепел, неся на себе 100-фунтовую выкладку, было очень трудно, а крутизна склона затрудняла ответный огонь. В 9ч.15 м. японцы открыли минометый огонь по свободно простреливаемой местности, а противотанковые мины уничтожают много LVT (плавающие транспортеры), доставляющих пехотинцев. На острове нет ни единного укрытия и японская артиллерия долбит по ним с непрекращающейся яростью. Раненые беспомощно лежат на берегу, ожидая эвакуации, но их убивает нещадный огонь, разбрасывающий куски их тел во всех направлениях, а с пенящейся земли поднимается такой обжигающий пар, что живые вынуждены разломать и подложить под себя ящики от боевого пайка. Неба не видно от смрада, кругом огонь, всплески раскаленной вулканической лавы обжигают кожу и проедают обувь. В первые 18 часов уже ранены и убиты 2 300 морских пехотинцев.
Пока не захвачена гора Сурибачи, доминирующая над окрестностями, японцы могут обстреливать все позиции американцев. К концу дня пехотинцы не смогли захватить и половины намеченного, но на берегу уже находилось 30 000 бойцов. У японцев есть 361 артиллерийское орудие (75мм и больше), 65 тяжелых минометов (150 и 81 мм), 33 корабельных орудия (80 мм и больше), 94 зенитных пушки (75мм и больше), более 200 зенитных орудий (20 и 25 мм), 69 противотанковых орудий (37 и 47 мм) и 21 000 защитников, готовых стоять на смерть. Артиллерийская мощь еще дополнялась 70 орудиями, стрелявшими реактивными снарядами, начиная от 8-инчевых весом в 200 фунтов с дальностью полета 2-3000 ярдов, и кончая 550-фунтовыми с дальнобойностью в 7 500 ярдов.
Командир острова генерал Тадамиши Курибаяши приказал каждому японцу «убить перед смертью хотя бы 10 врагов», поэтому американцы ожидали 40% убитыми уже при первой атаке. Еще перед началом боев бомбардировка Иво Джимы стоила больше кораблей и людей, чем было потеряно в D-Day (высадка союзников в Нормандии 6 июня 1944г., «Оверлорд») 20 февраля пехота ведет интенсивные бои, японцев, засевших на горе, с трудом удается выкуривать только с помощью огнеметов и подрывных зарядов. Непосредственная авиационная поддержка иногда происходит в нескольких сотнях ярдов от наступающей пехоты, крейсеры и эсминцы тоже ведут бомбардировку и их снаряды падают совсем близко к пехотинцам. Японцы не идут в атаки «банзай» (атака на ура), поэтому битва длится дольше и пехотинцы вынуждены поджигать ущелья газолином, чтобы вытеснить японцев. 21-ого пехота продолжает наступление на север и юг острова, а в это время происходят интенсивные атаки камикадзе против кораблей ВМФ США. Вскоре потоплен авианосец «Бисмарк» и поврежден авианосец «Саратога». Сражение на острове переходит в лобовые атаки, напоминающие окопные бои Первой мировой войны. Ежедневные завоевания после ожесточенных боев измеряются только в ярдах.
Пепел, смрад, раскаленное пекло ада. Пехота ищет укрытия в ямах, образовавшихся при бомбежке, окопы невозможно вырыть: песок обрушивается и лопата не берет вулканическое стекло. Как только американцы натыкаются на пещеру или укрытие, они сейчас же сжигают их обитателей огнеметом и зажженным газолином. Кажется, все кончено, однако вскоре сгоревшеее место начинает оживать. Пехотинцы думали, что они воюют с солдатами в изолированных боевых точках, не зная, что под ними находятся длинные тоннели, из которых на смену погибшим приходят новые самураи. Врач устраивал свою операционную с помощью мешков с песком и брезента в каком-то безопасном, как ему казалось, месте, но ночью его неожиданно будили звуки чужих голосов, идущих снизу, где находились подземные пещеры, и он в страхе понимал, что его походный госпиталь находится на крыше вражеского сооружения.
Дни были полны страха, а ночи террора: японцы, хорошо знающие окрестности, подкрадывались к спящим на земле. Японские танки и высококалиберные противотанковые орудия, спрятанные за каменными и бетонными стенами не только поражали противника, но и разрезали его на части. Даже опытные военные врачи никогда не видели такой кровавой бойни. 22 февраля Сурибачи уже окружена со всех сторон, а 23-ого пехотинцы 2-ого батальона взбираются на вершину горы. Патруль, ведомый лейтенантом Гаролдом Шрайером, поднимается на Сурибачи в 10ч.20м. и в 10ч.30м. весь остров внезапно видит маленький американский флаг, развевающийся на вершине, позже, когда гора была очищена от японцев, большой американский флаг был водружен там пятью пехотинцами и санитаром. Фотокорреспондент Джо Розентол сделал прекрасную фотографию, за которую получил премию Пулитцера, а позже Ф.У. Уэлдоном была создана скульптура, установленная в Вашингтоне, для которой позировали трое оставшихся в живых героев. 24-ого морские пехотинцы после 76-минутной бомбардировки поднимаются в атаку, одновременно с воздушной и артиллерийской поддержкой. Впереди 4-ой и 5-ой дивизии идут танки, однако японцам удается остановить их с помощью противотанковых орудий и минометов.
В конце пятого дня завоевано только 500 ярдов и 25-ого 3-ья дивизия морских пехотинцев начинает наступление на один из самых трудных участков — центр японской обороны. Танки с огнеметами выжигают японцев из дотов, но при большом количестве погибших пехотинцев удается достичь немногого. На завоевание холмов 382 и 362а уходит несколько дней. Они меньше, чем Сурибачи, но их внутренность составляет огромное бетонное укрепление, в котором находятся доты, противотанковые орудия и замаскированная артиллерия. Пехота идет в атаку и ночью и ей удается захватить японцев врасплох, но ожесточенная битва и трудный рельеф местности не дают захватить холмы до 8 марта. Даже после того, как пехота заняла статегические пункты острова, японцы продолжают бои небольшими группами. 4 марта на Иво Джима приземляется первый поврежденный самолет B-29, 6 марта прибывают самолеты Р-51 и также экспедиционный корпус начинает подготовку для взятия Окинавы. Японцы продолжают сопротивляться, пытаются атаковать 23-ий и 24-ый полки, но атака захлебывается без артиллерийской поддержки и японцы радавлены пехотной артиллерией США. Несмотря на потерю в этой атаке 650 людей, они продолжают вести бои в отдельных местах, вторгаются за американские линии, чтобы разорвать связь и нападать на штабы. 25 марта сокрушен последний островок японского сопротивления в пункте Китано: ночью более 250 японцев проникают за американские линии и легенда говорит о тм, что атаку вел командир острова сам Курибаяши. Первые лучи солнца освещают тела убитых японцев и 26 марта весь остров уже находится под контролем американцев.
Американцы потеряли 6 821 человека, 19 217 – ранено, боевая усталость охватывает 28 686 человек. Японцы потеряли 20 000, в плен попало 1 083 человека.
Взятию Иво Джима предшествовали кровавые бои на острове Тарава (3 квадратных мили), где погибли плохо подготовленные к этому 3000 морских пехотинцев, на Сайпане, где войска так плохо воевали, что были уволены два генерала, и на Пелелю, в двухнедельной битве за который при 115 градусах погибли 6 000 американцев.
Заключение
Бомбардировщики ВМС бомбили остров перед высадкой только 3 дня, вместо потребованных морской пехотой 13 дней, и это было совершенно недостаточно. Начальство отвергло их просьбу из-за того, что генерал МакАртур бросил много сил на захват острова Лузон на Филлипинах. Америка недооценила силы японцев на островах на 70%. Никто не додумался предусмотреть изменение тактики японцами, главным образом, из-за предыдущих кровавых боев в Сайпене, Тарава и Пелелю. Там в основном шли атаки «банзай». Никто не подумал о географии и топографии на острове. Военные эксперты предсказывали легкую победу в течение трех дней. Предварительные подсчеты американских потерь были занижены на 80%. 1\\3 из 70 000 морских пехотинцев, участвовавших во вторжении на остров, была убита, ранена или страдала от боевой усталости. Американские матери открывали армейские телеграммы дрожащими руками. А оставшиеся в живых, покидая остров, с горечью оглядывались назад на уходящие в даль ряды крестов и магендавидов на могилах почти семи тысяч американских героев, что отдали свои жизни в этом земном аду ради победы над союзниками мирового Зла.
Сегодня на острове все еще погребены 6 000 японцев, они лежат в глубоких тоннелях и пещерах, там, где их застала смерть. Недавно откопанные 236 человек выглядят как мумии благодаря сульфурным газам. «Генералы планировали сражения в то время, как танки, бомбардировщики и артиллерия долбили по острову, но именно морская пехота выиграла эту битву. Добились победы те, кто без рыцарских доспехов шли под испепеляющим огнем. Те, кто никогда не сдавался просто потому, что они были морскими пехотинцами», пишет сайт Iwo Jima. сom.
Эта битва стала грозным предупреждением перед боем за Окинаву. Усилиями морской пехоты была создана необходимая связь между американскими бомбардировочными базами. В конце войны 2 400 В-29 с 27 000 членами экипажей совершили на Иво Джиме вынужденную посадку. 40 человек было во взводе, к которому принадлежали те, кто подняли флаг над Сурибачи. Только четверо из этих сорока вышли из этого пекла невредимыми. Их E Company, Второй батальон, 28-ой полк, Пятая дивизия понесли 75% потерь. Из семи офицеров, шедших с ними в бой, выжил только один. Но морские пехотинцы шли напролом, сквозь оглушающий огонь сверху и снизу, слепивший пепел, удушающую жару и коварную смерть. Они не брали пленных и 20 японцев из каждых 21 умирали там, где их заставал ангел смерти. 37 пехотинцев и санитаров заслужили Medals of Honor (Орден Почета), это больше, чем в любой другой битве, и 13-ти из них посмертно. Гибель пришла к каждому одному из троих, включая 19 из 24 батальонных командиров,
Свободное общество победило на Иво Джиме и свободное общество сломало шею врагу человечества Гитлеру. Общество свободных людей, которое готово на неслыханые жертвы ради сохранения свободы, нельзя победить. Поэтому Америка победила Японию, Германию и отстояла Южную Корею. Поэтому Америка победила в Холодной войне, поэтому Америка и Израиль ведут за собой все страны свободного мира на борьбу с террором. В джунглях Вьетнама и Камбоджи победил тоталитаризм, несмотря на героические сражения и немалые человеческие потери. Америка победила на поле боя, но не смогла одержать победы над американскими помощниками коммунистов Вьетнама. И пока американцы помнят тех, кто сложил свои головы на Иво Джиме, тоталитаризм никогда не победит.
Несмотря на то, что мемориал в Вашингтоне, изображает один из самых памятных эпизодов Второй мировой войны, он посвящен всем морским пехотинцам, отдавшим свою жизнь для защиты Соединенных Штатов Америки, начиная с 1775 года. Молодая американская республика недолго платила дань мусульманским пиратам на побережье Северной Африки. Три фрегата и одна шхуна, посланные президентом Джефферсоном для сопровождения торговых кораблей, вступили в схватку с пиратами и шхуна «Энтерпрайз» повредила большой пиратский капер «Триполи», потерявший при этом 60 из 80 человек, бывших на борту.
Смелое проникновение в гавань Триполи 4 февраля 1804г. для поджога захваченного пиратами фрегата «Филадельфия» и атака на Триполи 3 августа, когда американские моряки несмотря на превосходящие силы противника, захватили 6 пиратских кораблей и, уничтожив вражеские пушки, обстреляли дворец паши, — до сих пор являются гордостью американского флота. И по сей день в память об этих событиях гимн морской пехоты начинается словами «К берегам Триполи». Трепещите тираны и дойдет очередь и до вас!
6 комментариев к “ИВО ДЖИМА – ВЕЧНЫЙ ПАМЯТНИК ГЕРОИЗМУ”
Обсуждение закрыто.
Похоже автор ни историю, ни математику, ни банальную логику не изучал в принципе. А если изучал, то не в коня был корм, потому как кроме как дешевой рекламой \»америки, как идеальной страны и корпуса морской пехоты, как ордена рыцарей без страха и упрека\» не назовешь.
Статья отличная, но название дано в прямом переводе с английского, а русское произношение \»Иво Дзима\».
Поклоняюсь мужеству американских солдат, но хочу отметить что не совсем корректно связывать их дух и сремление сражаться с желанием внести в мир демократию. Солдат в первую очерель всегда сражаеться за свою родину. А замечани относительно победы тоталитаризма во Вьетнаме просто вызывают недоумение.
Также откровенной манипуляцией выглядит логическая цепочка, США воевало против фашизма — США демократическое государство — Израиль тоже демократическое государство, значит его войны тоже правое дело.
Вот это читать противно
Молодая американская республика, сражаясь с мировым тоталитаризмом не брезговала работорговлей. 98% рынка рабов приходилось на этот кладезь свободы и демократии. А 500 млрд расходов на оборону сегодня говорят только об одном — стремлении к мировому господству с вполне \»большевистским\» лозунгом — кто не с нами тот плохой. Дай им волю, так они весь мир с его древней историей опплюют в своих сми и назовут всех террористами.
перепечатка из другого источника, без указания оного — это раз. Странное название острова — это два.
и фраза \»Свободное общество победило на Иво Джиме и свободное общество сломало шею врагу человечества Гитлеру\» добила окончательно. вообщем бред !!!!
Автору бы стоило хоть раз посмотреть \»Письма с Иводзимы\» Клинта Иствуда, тогда думаю дешевого \»как бэ патриотического\» пафоса в его статье поубавилось.. да еще с такими достаточно бредовыми выводами в конце.