Часть 1
9 декабря 2004 года Центр «Ликуда» поддержал предложение Шарона разрешить ему начать переговоры с Рабочей партией, чтобы ввести её в состав правительства. Для национального лагеря это решение было очередным холодным душем. Ведь тем самым Шарон ещё на один шаг приблизился к изгнанию евреев из Газы, соответственно, противники Шарона в «Ликуде» потерпели поражение, и без того громко звучавшие голоса тех, кто не верит в попытки Моше Фейглина оживить «Ликуд» изнутри, стали намного громче.
Критики Фейглина заявляют, что фракция «Манхигут Егудит» (Еврейское Руководство) ничего не достигла внутри «Ликуда» и только деморализует национальный лагерь, который из-за нахождения Фейглина в «Ликуде» продолжает верить, что «Ликуд» – это национальная партия. Оставаясь в «Ликуде», Фейглин и Манхигут конфузят людей, склоняя их к голосованию за «Ликуд», тем самым ослабляют национальный лагерь. Следовательно, утверждают эти критики, Фейглин и его сторонники должны немедленно покинуть «Ликуд» и создать новую национальную партию, сплотив вокруг себя все национальные силы.
Эти и подобные им обвинения и предложения не только страдают отсутствием логики, но и совершенно лишены здравого смысла в контексте израильских реалий. Во-первых, программу «Ликуда» составлял не Фейглин. Наоборот, он пришёл в «Ликуд» именно потому, что верил в то, что записано в программе «Ликуда». Если Центр «Ликуда» продолжает почти единогласно голосовать против создания арабского государства в Иудее, Самарии и Газе, то кто игнорирует программу партии, Фейглин или Шарон, ратующий за создание такого государства? Если программа «Ликуда» декларирует, что евреи имеют неоспоримое право жить в Иудее, Самарии и Газе, а Шарон разработал план изгнания оттуда евреев, то кто тогда отвергает политическую линию «Ликуда», Фейглин или Шарон?
Ответ ни у кого не должен вызывать затруднений. Конечно же, это Шарон, а не Фейглин, кто грубо насилует «Ликуд», подгоняя его под себя. Что ещё хуже, прокрустово ложе, в которое Шарон пытается силой впихнуть «Ликуд», всё больше напоминает старую разломанную раскладушку израильских левых, которая уже дважды была выброшена на помойку истории израильскими избирателями.
Но тогда возникает вопрос: почему «Ликуд» позволяет Шарону такое бесцеремонное с собой обращение? Ответ имеет множество граней. Прежде всего, во многом виноват обычный человеческий эгоизм. Многие депутаты кнессета от «Ликуда» просто не желают расставаться с кормушкой кнессета, со своими тёплыми насиженными местами, большими зарплатами и массой всевозможных льгот. Так как у них нет уверенности, что новые выборы возвратят их в кнессет, они предпочитают быть приклеенными к своим креслам, даже если проводимая правительством политика полностью противоречит официальной программе «Ликуда». Более того, коль все внутренние опросы в «Ликуде» раз за разом показывают, что проведи «Ликуд» выборы лидера партии сегодня, Шарон победит вновь, то какой смысл в замене Шарона на Шарона?
В другую категорию ликудников входят те, кто убаюкивают себя мыслью, что обещания, данные ими самим себе, не предавать ценности «Ликуда», по-прежнему остаются в силе. В конце концов, хотя они и поддерживали план размежевания Шарона, голосования, которые до сих пор имели место, не относились к категории критических. А вот когда будет настоящее голосование, которое действительно должно решить судьбу евреев Газы и северной Самарии, тогда они будут голосовать так, как им велит совесть, то есть против размежевания. Ну а пока суть да дело, может произойти масса всяких событий, в результате которых план Шарона развалится сам по себе. Поэтому зачем напрасно навлекать гнев Шарона, демонстрируя ему своё несогласие с ним, если этого можно избежать?
Конечно, Шарон победил на голосовании в Центре «Ликуда» 9 декабря потому, что у него было много сторонников, которых либо он умудрился убедить, либо они сами хотели, чтобы их убедили в том, что изгнание евреев из Газы в отдалённой перспективе хорошо для евреев. Недаром Шарон продолжает намекать, что этот шаг позволит ему сохранить множество других поселений. И хотя эта фантазия Шарона не может быть ничем подкреплена, человеку от природы свойственно поддаваться самообману.
Всё это означает, что победа Шарона 9 декабря не только не должна была стать неожиданностью, но и полностью предсказуема, следовательно, критика Еврейского руководства была совершенно необоснованной. Тем более, что сам Фейглин ничуть не озаботился этим «поражением». Как он написал ещё до голосования 7 декабря в «The Jerusalem Post»: «Говоря о политических партиях, я убеждён, что присоединение Рабочей партии к правительству, по сути, только ускорит процесс возвращения «Ликуда» к самому себе».
Те, кто обвиняют Фейглина в предательстве национального лагеря, каким-то образом напрочь забывают, что «Ликуд» был создан как национальная партия. Когда Шарон принимал участие в рождении «Ликуда», он громко и чётко провозглашал, что «Ликуд» должен быть ярко выраженной альтернативой Рабочей партии. С самого своего создания «Ликуд» был и остаётся национальной партией, так как его программа по-прежнему говорит о «неоспоримом праве еврейского народа на Эрец Исраэль». В ней утверждается, что «Создание еврейских общин в Иудее, Самарии и Газе – это реализация ценностей сионизма. … «Ликуд» продолжит укрепление и развитие этих общин и не допустит их уничтожения».
Ни у кого не может быть даже йоты сомнений в том, что эта философия находится в резком противоречии с философией Рабочей партии. Поэтому принятие Шароном принципов Рабочей партии, программа которой призывает к «ликвидации изолированных поселений», не делает «Ликуд» менее национальной партией, а говорит лишь о том, что Шарону не место в «Ликуде». По сути, Шарон узурпировал идеологию партии, заявив, что «Ликуд» – это он, и отныне, что бы он ни решил, станет политикой партии.
Именно из-за этой узурпации партии Шароном было так много разговоров о том, что цель Фейглина и Еврейского руководства, вступивших в «Ликуд» состоит в переделывании партии. Возможно, что даже Фейглин и Манхигут думали так сами. Но они очень скоро убедились, что программа «Ликуда» – это здоровая программа национальной партии. То есть «Ликуд» – национальная партия, не нуждающаяся в идеологической переделке. Просто нынешний лидер партии и его прихлебатели извращают образ «Ликуда», обманывая людей и заставляя их поверить, что говорят от имени партии.
Таким образом, первоначальная идея Фейглина привести побольше людей в «Ликуд» и тем самым изменить партию оказалась никчемной. «Ликуд» – национальная партия, не нуждающаяся в идеологической переделке. Наоборот, всё, что «Ликуду» необходимо, — это лишь придерживаться своей идеологии и собственной партийной программы. То есть надо лишь слово в слово произносить то, что написано в программе «Ликуда», и следовать этому.
Однако жизнь Еврейского руководства от этого легче не становится. Вместо того, чтобы проводить работу по переделке идеологической политики партии, возникла необходимость повести членов партии по первоначально избранному ими же самими пути. С первого взгляда задача представляется несложной. Так как почти 100% членов Центра «Ликуда» проголосовали против создания «палестинского государства», казалось бы, можно ожидать, что депутаты кнессета от «Ликуда» в той же пропорции поддерживают эту позицию, коль все они были внесены в список на попадание в кнессет тем же самым Центром «Ликуда». Однако оказывается, что человеческий фактор личных эгоистичных интересов существенно меняет всю картину. Идеология оказывается побеждённой эгоизмом.
Поэтому на первый план выходит задача разбудить членов «Ликуда» и напомнить им, что они связали свою судьбу с «Ликудом» прежде всего из-за его идеологии. Трудность решения этой задачи усугубляется тем, что за последние годы благодаря ословскому процессу еврейские и сионистские идеологические ценности были в значительной степени поколеблены. На протяжении долгих десяти лет официальная израильская пресса вбивала в головы людей, что необходимо расстаться с идеологическими принципами для достижения эфемерного мира. А террористическая война последних четырёх лет подавила все идеологии, за исключением идеологии выживания.
Окончание следует