«И я тоже слышал вопль сыновей Израиля».
(Шмот, 6:5).
Рабби Моше Софер, автор Хатам софер, объясняет, что слово «тоже» в этом стихе означает не только то, что Всевышний слышал вопль народа, но и каждый из евреев слышал, как кричит от страданий другой. Хотя порабощен был весь еврейский народ, и все страдали, тем не менее, они способны были сочувствовать боли другого и не забывать о его нуждах.
Никогда не говорите никому: «Не надо мне твоих проблем, не хочу я это слушать, у меня хватает своих неприятностей».
Когда рабби Дов Бариш Вайденфельд из Чабина услышал, что его жена умерла, ему было очень больно. Однако сразу после этого он спросил, как здоровье женщины, с которой она лежала в одной палате, и сказал, что надеется, что смерть жены не усугубит болезни соседки.
«И сказал hашем Моше, скажи Ааарону: возьми твой посох и протяни руку над водами Египта, над ручьями, над реками и озерами, и над всеми собраниями вод, и станут кровью; и будет кровь во всем Египте, и в сосудах из дерева и камня» (Шмот, 7:19.)
Раши цитирует мидраш (Шмот раба), согласно которому hашем поручил произвести две первые казни – «кровь» и «лягушки» – Ааарону, а не Моше, потому что тот был обязан воде своим спасением: младенцем его бросили в корзинке в Нил, и он не утонул. Теперь, после того как вода оказала ему благодеяние, ему было бы неудобно ее наказывать.
Вода – неодушевленный объект, лишенный свободы воли. Тем не менее, если человек получил от чего-то удовольствие, пусть даже это неодушевленный предмет, он должен относиться к нему бережно и с уважением, не ломать его и не портить, хотя тот и не чувствует боли. Как сказано в Талмуде: «Если ты напился из колодца, не бросай в него камни». Смысл этой метафоры: будь благодарен, если кто-то сделал тебе хорошее, однако нельзя пренебрегать и ее буквальным значением.
Рабби Йехезкель Сарна, рош йешива «Хеврон», говорил, что обязанность быть благодарным колодцу относится прежде всего к духовному колодцу. Если вы изучали Тору у какого-то учителя или в определенной йешиве, цените то, что вами там достигнуто. Смотрите, не бросайте камни, не говорите плохо о духовных колодцах, из которых вы пили.
Однажды вечером Хофец Хаим ел суп и все время хвалил его. Присутствующим показалось странным, что рабби столько внимания уделяет еде. Позднее они поняли, что он это делает, чтобы доставить удовольствие хозяйке, которая готовила еду. Он прекрасно понимал, что хозяйка, которая так много времени и сил тратит на приготовление пищи, очень рада слышать, что ее труд оценили.
Когда в его йешиве была какая-нибудь особенная встреча, рабби Моше Файнштейн шел на кухню йешивы, чтобы поблагодарить повариху за работу. Однажды в конце особой трапезы несколько человек подошли к раву, чтобы спросить его мнение по какому-то галахическому вопросу. Рабби Файнштейн углубился в трудную проблему и забыл зайти на кухню. На следующий день повариха была очень взволнована, когда рабби специально позвал ее к телефону, чтобы сказать спасибо.
Рассказывают об одной женщине, которая однажды подала к ужину корм для скота, после того как двадцать лет ждала слов благодарности. «Я никогда не слышала ничего, что могло бы навести меня на мысль, что вы заметите разницу»,– сказала она, когда ее семья объявила ей, что она, наверное, сумасшедшая.
Зелиг Плискин “Если хочешь жить достойно”
Перевод с английского Гедальи Спинаделя