«Пришло время Исраэлю умирать, позвал он своего сына Йосефа и сказал ему: если нашел я милость в твоих глазах, положи, пожалуйста, твою руку мне под бедро и поступи со мной по добру и по правде, не хорони меня в Египте» (Брейшит, 47:29).
Раши комментирует: тот, кто делает хесед для умершего, совершает истинное благодеяние, ведь он не может рассчитывать получить с умершего никакой компенсации. А если человек надеется получить что-то за свой хороший поступок, то это корысть, сделка, и тут нельзя говорить об истинной доброте.
Дети редко ценят то, что для них делают родители (пока у них не родятся собственные дети), поэтому забота о маленьких детях – это истинная добродетель. И если мать понимает, что ее труды – это исполнение мицвы, и она делает все из любви к дому и детям, то, несомненно, совершая все это, она будет счастлива (Рабби Хаим П. Шайнберг).
Когда рабби Моше из Кобрина было семь лет, в Литве был голод, и бедные ходили из деревни в деревню в поисках пропитания. Многие из них приходили в дом матери рава Моше, и она всегда с радостью варила для них и пекла. Однажды к ней пришло сразу много нищих, и она тут же принялась готовить, но некоторые из них стали выражать свое нетерпение и обижать ее. Она стала плакать, потому что и так делала для них все, что было в ее силах. Тогда ее сын, будущий рабби сказал: «Почему ты расстраиваешься? Разве они таким образом не помогают тебе исполнять эту мицву совершенно искренне? Если бы они тебя хвалили, твоя заслуга была бы несравненно меньше, ведь тогда бы ты делала добро как будто для того, чтобы заслужить их благодарность, а не для того, чтобы исполнить веления Всемогущего».
Рабби Шимшон Рафаэль hирш так объясняет связь правды и добра и концепцию хесед шель эмет (истинной добродетели): «Люди часто делают добро под влиянием эмоций, не задумываясь, действительно ли это добро. А добро с правдой – это такая любовь, которая не забывает, что является сущностью хеседа. Например, Аврааму очень хотелось, чтобы его сын женился. Но если бы он дал волю своему желанию и, не найдя поблизости достойной жены сыну, женил бы его поскорее на ком попало, это было бы добро, но не истинное добро. Яаков знал, что Йосеф похоронит его со всеми возможными почестями, но сказал ему «при всем хеседе не забудь и правду». Яаков подчеркнул свою просьбу, чтобы его не хоронили в Египте. Этой просьбой он утвердил, что родина еврейского народа – Эрец Исраэль, хотя к этому времени он и его потомки уже 17 лет жили в Египте.
«Будут красными глаза его от вина, будут зубы белы от молока» (Брейшит, 49:12).
Перед смертью Яаков благословил колено Йеhуды тем, что будут на землях его виноградники давать в изобилии вино, а стада овец – молоко (Раши).
В Талмуде (Ктубот) дается иное толкование этого стиха: «Лучше показать ближнему (в улыбке) зубы, чем напоить его молоком». Молоко дает энергию всему, что делает человек. И все же тот, кто улыбается ближнему, дает ему еще больше. Улыбка наполняет и сознание человека, и его тело, она дает энергию его железам, и они производят все необходимое для его существования в нужных пропорциях и для самых существенных целей (Рабби Авигдор Миллер, «Пойте, праведники»).
Рабби Исраэль Салантер предупреждал, что в Асерет йемей тшува (Десять дней раскаяния – от Рош hашана до Йом Кипур) человек должен следить, чтобы делать другим только приятное. Поступая по справедливости, не нужно забывать и об обязанности приветствовать людей с улыбкой и говорить с ними по-дружески (Ор Исраэль).
Из книги Зелига Плискина «Если хочешь жить достойно»
Перевод Гедальи Спинаделя