«На свете нет малых народов… Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом. Ум и доблесть —
единственное мерило.
Велик тот, кто подает великий пример».
Виктор Гюго
Некоторые мои читатели, и не только они, даже близкие и родные мне люди считают, что я зациклился на «еврейском вопросе» в спорте, упрекая меня в чрезмерном «увлечении» спортсменами-евреями. Подчас в своих суждениях доходят до того, что пытаются обвинить меня чуть ли не в шовинизме, национализме. Обидно!
Отвечу однозначно: восстанавливаю справедливость! Это ведь наша с вами история, наше прошлое. А пишу я правду, и только правду.
Никогда не унижал достоинства других народов. Но сознание того, что принадлежу к народу, давшему миру Дизраэли, Фрейда, Эйнштейна, генералов Смушкевича и Крейзера, «четырехзвездного» американского адмирала Риковера, великих боксеров Даниэла Мендозу и Макса Бера, непревзойденного пловца Марка Спитца и многих, многих других, на фоне антисемитизма, придает мне огромные силы.
Понимаю, что должен раз и навсегда объясниться, пользуясь популярностью газеты. И не только для того, чтобы снять с себя этот «навет», но, что особенно важно, напомнить соотечественникам: слишком плохо мы знаем свою историю, даже ту, которая прошла и проходит у нас на глазах. Глубоко убежден, что нет в мире другого такого народа, который бы много говорил о себе и так мало знал бы себя.
Я тоже к этому пришел не сразу. Ведь нас приучили к тому, что мы все – советские люди, «интернационалисты», и не важно, к какому народу принадлежим. Не случайно места массовых захоронений евреев – жертв немецкого фашизма обозначены: «Здесь были расстреляны советские граждане…». Автор памятника Минской Ямы, в которой погребены навечно тысячи невинных евреев, Мордух Спришен, посмевший написать на нем «здесь похоронены евреи», тут же схлопотал 12 лет лагерей…
И несмотря на то, что мы приспосабливались, стараясь казаться своими в доску, – не помогло! Не об этом ли писала Маргарита Алигер в стихах, которые когда-то ходили по рукам (впервые познакомился с ними у своего родственника, мятежного полковника Льва Овсищера, в Минске)?
«У огня чужого руки грея,
Заново устраиваясь жить,
Я себе сказала: «Мы – евреи.
Как я смела это позабыть?»
Прозрение наступает непросто.
Нашими недругами вдалбливалось в человеческое сознание, что евреи не приспособлены к физическому труду, воинской службе и ко всему, что связано с напряженной физической деятельностью. И посему они «никчемные спортсмены» (Гитлер, 1936) и «плохие солдаты» (Сталин, 1941).
Классическая литература также не скупилась на унизительные эпитеты в адрес нашего брата. Чего стоят описания Достоевского, выворачивающие душу наизнанку, в «Записках из мертвого дома»: «Исай Фомич, наш жиденок, был как две капли воды похож на общипанного цыпленка… маленький ростом и слабосильный, хитренький и в то же время решительно глупый. Он был дерзок и заносчив и в то же время ужасно труслив…».
Да, на протяжении всей истории человечества отношение к евреям – лакмусовая бумажка, критерии уровня культуры общества, интеллигентности и достоинства человека.
Невольно задумываюсь: почему все эти «инженеры человеческих душ», стараясь оболгать, унизить и дискредитировать еврея, нередко рисовали его тщедушным, физически слабым существом?
По всей вероятности, это обусловлено тем, что испокон веков физически сильные люди, как правило, ассоциировались в народе с доблестью и героизмом, добротой и порядочностью, противостоящими злу, хитрости и обману. Достаточно обратиться к народному эпосу, чтобы убедиться в этом.
И в еврейской летописи немало богатырей-героев. Взять хотя бы богатыря Самсона (Шимшона). Но кто знает его истинное происхождение? Ведь в любом путеводителе или, например, в книге «Архитектурная панорама невских берегов» сказано, что Самсон олицетворяет Россию, а лев – поверженную Швецию. В то же время, как известно, сюжет композиции скульптуры М. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» заимствован из древнееврейской истории.
Так усилиями наших недругов успешно формировался довольно стойкий нелицеприятный миф о еврее.
Впервые я об этом по-настоящему задумался в свои далекие годы, будучи еще солдатом.
Так уж сложилось, что в парашютно-десантном полку, в котором я служил, оказалось немало евреев среди офицерского и рядового состава. И, что характерно, когда солдат Ваня Харский из нашего взвода отказался прыгать (после войны ввели такое послабление), то обычно говорили: «А наш Ваня-то, струхнул…». А если отказником был Изя Бродский, следовало: «А, этот еврей Изя, полные штаны уже наложил. Все они такие!» Хотя все в полку хорошо знали, что среди самых опытных и смелых были асы парашютного спорта: Гринберг, Гольдфарб, Певзнер, Долинко, Скидельский и (без лишней скромности) и автор этих строк. Чувство национальной гордости превалировало во мне над естественным чувством страха (да и не хотел я слышать унизительные слова в свой адрес).
Теперь, на склоне лет, понимаю — все незаурядное в своей жизни я совершал в погоне за заурядностью. Стремился стать таким, как все, что не очень-то поощрялось. И вообще, мне кажется, что если я чего-то в жизни добился, так только потому, что мне было отказано в равенстве (но это – лирическое отступление).
Должен заметить, что переломным моментом в моем отношении к «третьему интернационалу» стала встреча с первым чемпионом мира Григорием Новаком. Она взбудоражила мою душу, перевернула ее наизнанку.
Напомню, что впервые тяжелоатлеты СССР приняли участие в чемпионате мира в 1946 году в Париже. И впервые в истории советского спорта на высшую ступень мирового пьедестала почета поднялся Григорий Новак. Помню, как сейчас, на первой странице нашей главной газеты «Правда» – большущий заголовок: «Русский богатырь – Григорий Новак!» То, что он богатырь, ни у кого не вызывало сомнения, но в том, что он русский, я, в частности, несколько засомневался…
И надо было случиться, что этот «русский богатырь» по пути из Парижа домой заехал в нашу воинскую часть, во Псков, к своему другу детства капитану Ефиму Гимерфельду. Событие – довольно неординарное: все-таки первый советский чемпион мира!
На встрече с личным составом полка Григорий Новак, не обладавший особым красноречием, мягко говоря, укрепил мои сомнения относительно его «русскости». Окончательно он их развеял во время совместной тренировки наших полковых спортсменов-штангистов. Григорий Ирмович, «вычислив» меня по фамилии, прилюдно, а может быть, даже демонстративно, заговорил со мной на идиш. Он очень обрадовался, услышав мой ответ на родном языке. Беседа наша была не столь уж продолжительной, но, тем не менее, майор из «СМЕРША» дотошно уточнял у меня суть нашего разговора.
Бравируя своим интернационализмом, высокопарными фразами из «кладовой» К. Маркса и В. Ленина, некоторые мои оппоненты предпочитают заниматься самоедством. Сколько, например, стоило нам сил, чтобы вновь создаваемую спортивную Ассоциацию в Америке назвать еврейской! «Как это можно? Мы ведь этим обидим, не дай Б-г, спортсменов других национальностей…», – возмущались многие.
Работая над книгой «Евреи в истории спорта Белоруссии», мне неоднократно приходилось сталкиваться с такими фактами, когда некоторые спортсмены до сих пор предпочитают скрывать свое происхождение.
Вспоминаю, сколько пришлось выслушать упреков в связи с проведением совместно с редакцией газеты «Еврейский Мир» международного конкурса «Евреи — атланты спорта» с определением «Великолепной десятки»! А ведь в ходе этого конкурса многие наши читатели впервые узнали об их национальности.
«Гордыня во мне иудейская
Пылает, накал не снижая.
Мне мерзость любая еврейская
Мерзей, чем любая чужая».
И. Губерман
Я глубоко убежден: сегодня особенно важно показать, что и в спортивной ипостаси человеческой деятельности наши люди внесли огромный вклад, добившись мировых рекордов. Нередко в честь их побед на мировых спортивных аренах звучал гимн страны обитания. И это – наша национальная гордость!
К большому сожалению, многочисленные общественные организации, напоминающие мне подчас наши профсоюзные организации, очень слабо, на мой взгляд, обращают внимание на формирование чувства национальной гордости, которая у нас так принижена. Не случайно мы все озабочены поразившей еврейство ассимиляцией. Одна из основных причин этой катастрофы – потеря интереса к своим историческим корням, отсутствие национальной гордости.
И здесь не грех напомнить «Камо грядеши» польского писателя Генрика Сенкевича. В своем романе автор показал пример силы духа нашего народа и его несгибаемость в вере: «Только раввины не становились на колени перед тираном Нероном».
Любовь к своему народу, воспевание его лучших представителей – вовсе не стремление выделить, обособить его, поднять над другими. Ибо выше тот, кто непреклоннее. Именно – непреклоннее!
Еврейский народ переживает не лучшие в своей истории времена. Многие оказались на грани культурно-национального самоубийства, ассимиляции. Сегодня, в наше время сомнительных кумиров необходимо напомнить о наших кумирах силы и доблести. Именно гармония духа и силы – характерная черта нашего народа, а ее герои – столбовые вехи еврейской истории.
Распространение знаний о героях спорта (эта область мне несколько ближе) рассматриваю как одну из форм сопротивления антисемитизму и ассимиляции, а также как важный фактор восстановления и формирования национальной гордости. И если некоторым кажется, что «перебарщиваю», то только потому, что считаю: пусть лучше нам завидуют, чем жалеют. Пусть лучше обвинят нас в агрессии, чем в трусости. А любить… Это уж как получится.
Надо говорить, надо неустанно рассказывать своим детям и внукам, в школе и дома, о великих сыновьях нашего народа, в том числе и о славных воинах, выдающихся спортсменах, чтобы они испытывали гордость за свою историю.