Когда молодой инженер из Принстона (США) Джерри Эстрин прибыл в Хайфу в конце 1953 года для создания первого компьютера на Ближнем Востоке, перед ним стояло две проблемы: во-первых, в Израиле не было компьютерных деталей и подходящих инструментов, начиная от вакуумных трубок, кончая паяльником, а во-вторых, не было и сотрудников, имевших соответствующее образование.
Теперь, когда современная израильская хай-тек индустрия уже почти не помнит о своем основателе, Эстрин и еще несколько «отцов-основателей» скромно отпраздновали 50-летнюю годовщину со дня создания компьютера WEIZAC, размером со шкаф с 3-мя тысячами электронных ламп, теперь тихо стоящего в углу Научного Института им. Вейцманна. Реализации казавшегося невыполнимым проекта помогли оптимизм и импровизаторский гений граждан молодого государства, которому к тому времени исполнилось только 5 лет. Разумеется, у Эстрина было несколько союзников. Одним из них была его жена Телма, которая, как и ее муж, имела докторат по электронной инженерии Университета Висконсина. Оба три года проработали с главным архитектором компьютерного века, Джоном фон Нойманом, в Институте современных исследований в Принстоне. Когда они уезжали в Израиль, Ньюман подарил им полный план создания принстонского компьютера IAS. Хаим Пекерис, легендарный математик и геофизик, еще в 1946г. предложил создать компьютор для таких сложных проектов, как определение времени морских приливов и отливов и углубленных исследований в ядерной физике.
В это время Альберт Эйнштейн, бывший членом консультативной комиссии Пекериса, сказал: «Зачем такой бедной Палестине создавать электронный комьютор, когда их, скорее всего, даже нет в Европе?» Но Эйнштейна убедили и едва оперившийся Институт Вейцманна выделил 50 000 долларов, одну пятую своего бюджета, на создание комьютера. Сторонником реализации проекта был и Меир Вайсгал, к которому перешло руководство Институтом после ухода Хаима Вейцманна. Умелый собиратель денег, Вайсгал, позвонив кому-то, сумел получить 100 000 долларов для покупки магнитной памяти комьютера. Эстрины, уроженцы Нью-Йорка, которые недавно отметили 62-ую годовщину их свадьбы, поселились в Реховоте с 10-месячной дочерью Марго.
«Моей первоочередной задачей было найти сотрудников и обучить их реконструированию, испытанию и изготовлению компьютора», — вспоминает Эстрин. Он поместил объявление в газету и сражу же столкнулся с неожиданной проблемой. Почти все желающие оказались послевоенными иммигрантами, документы которых об образовании и работе были утеряны во время Катастрофы. Чтобы отсеять неподходящих, Эстрин придумал простые испытания для оценки их знаний и способностей. За короткое время он сумел сколотить ядро из троих инженеров и техника, а также уборщицы, которая отвечала за перфокарты. Группа была расширена несколькими техниками, работавшими по совместительности. Чтобы создать части для WEIZmann Automatic Computer или WEIZAC нужна была немалая изобретательность. Например, Эстрину и его команде были нужны очень тонкие полоски меди, которые невозможно было найти. Выход из положения неожиданно нашелся тогда, когда они наткнулись на жалкую лачугу, окруженную козами и курами, в которой двое недавних иммигрантов из Болгарии устроили мастерскую и делали части для вентиляторов и велосипедов. Они приспособили свою штампующую машину для производства медных полосок.
WEIZAC, обошедшийся в 200 000 долларов, начал функционировать через 15 месяцев после приезда Эстриных. В семье прибавилась еще одна дочь, Джуди, рожденная в Тель-Авиве, и Эстрины вернулись в США. После дополнительных испытаний, WEIZAC вышел online в 1955г. и после 8 лет и 46 000 часов работы был отправлен «на пенсию» в 1963г. В течение следущего десятилетия Эстрин приезжал в Израиль раз в два года для консультации наследника WEIZACа, который назвали подходящим именем «Голем». В 1971г. Эстрин организовал Первую международную иерусалимскую конференцию по информационной технологии, где он подарил премьер-министру Голде Меир ее цифровой портрет. Работа Эстриных оставила свою печать на Израиле, но эта страна наложила свой отпечаток и на семью Эстриных.
«WEIZAC подтолкнул меня к осуществлению такого проекта, который превзошел все мои мечты», вспоминает 82-летний Эстрин, живущий сегодня в Санта Моника, Калифорния. Создание команды и руководство проектом в израильском рабочей атмосфере внесло перемены в мягкий характер Эстрина: «Я научился стучать по столу, что потом мне очень пригодилось, когда я стал главой компьюторного отделения в Университета Калифорнии (UCLA)», — говорит он, слегка улыбаясь. «Но я действительно полюбил Израиль, и если бы не моя жена, мы бы остались в Израиле. Наследие Эстрина не пропало. Создав собственный компютер, наперекор всеобщему скептицизму, Израиль «рано пережил информационную революцию», считает Эстрин. И главное, WEIZAC вырастил инженеров и техников, которые вместе с их преемниками, заполнили индустрию высокоразвитой технологии и главных образовательных учреждений страны.
Вклад обоих инициаторов прокта WEIZAC был отмечен и увековечен в создании специальной кафедры Estrin Family Chair in Computer Science в Институте им.Вейманна, членом правления которого Эстрин состоял больше двух деятков лет. Через год после возвращения в США, UCLA пригласила обоих Эстриных в Университет: Джерри на должность профессора по созданию компьютерной инженерии, а Телма стала зачинателем разработки программы применения компьютера в исследованиях мозга.
Наследие Эстриных состоит и в их многого достигших дочерях и четырех внуков. Джудит стала символом Силиконовой долины, основала четыре компании и сегодня работает президентом и председателем правления престижной компании Packet Design, LLC, которая разрабатывает сетевую технологию. Журнал «Fortune magazine» трижды включал ее в список 50 самых влиятельных женщин в американском бизнесе. Младшая дочь Дебора – профессор компьюторных наук в UCLA и основатель Center for Embedded Network Sensing, который в прошлом году получил от Фонда национальной науки субсидию в 40 миллионов долларов. И только Марго, которая в период построения WEIZAC была грудным ребенком, нарушила семейную традицию и стала врачом по внутренним болезням в Сан-Франциско.
Перевод Н.С.Шварц
1 комментарий к “ВОСПОМИНАНИЯ СОЗДАТЕЛЯ ПЕРВОГО ИЗРАИЛЬСКОГО КОМПЬЮТЕРА”
Обсуждение закрыто.
Очень интнресно прочитать просвоих однофомильцев. Очень рад за них. Так держать.
С уважением Эстрин А.П.