Благословение зависит не от того, кто физически стоит перед вами, а от того, кого вы имеете в виду в вашем сердце. Если так, то когда собственно Ицхак благословил Яакова? Вначале, когда Яаков притворился Эйсавом, и Ицхак произнес слова благословения, или в конце, когда Ицхак понял, что Яаков обманул его, но, тем не менее, отказался благословлять Эйсава, сказав: «Пусть тот, кто пришел первым, будет благословлен?»
Артур Шайкевич, Бруклин
И в начале и в конце! Попытаемся ответить на вопрос вопросом: если Ицхак заподозрил, что перед ним не Эйсав, а Яаков, говоря «руки – руки Эйсава, а голос – голос Яакова», то почему вообще дал благословение? Ребе из Гур отвечает в своей книге «Сфас Эмес», что Ицхак решил благословить того, кто стоит перед ним, вложив решение в руки Всевышнего.
Главным качеством Ицхака была сила. Сильные люди проявляют настойчивость, целеустремленность, иногда и упрямство. Ицхак продолжал верить, что, несмотря на свои недостатки, Эйсав может исправиться. Более того, он верил, что лишь духовно «слабый» Эйсав и нуждался в помощи благословения. Праведный Яаков может преодолеть все трудности и сам заслужить награды в жизни. Ибо чем труднее, тем больше награда.
Всевышний сотворил мир в соответствии с категорией справедливости, но увидев, что мир не может существовать, прибавил категорию милосердия. Миссия Ривки и заключалась в том, чтобы прибавить милосердия и добиться благословения для Яакова. Миссия же Ицхака заключалась в том, чтобы, несмотря на свою силу, уступить! В тот момент, когда, Ицхак сомневался, кто перед ним, он решил исполнить волю Всевышнего, а не свою волю. «Сделай Его волю – своей, тогда Он сделает Свою волю – твоей!»
Книга Сияния Зохар говорит: из-за того, что Ицхак не знал, кого он благословляет, благословение исходило не только от человека, а от Всевышнего, на которого Ицхак полностью полагался.