Авраам попросил слугу Элиэзера найти жену для Ицхака. Элиэзер отправился в Арам-Наараим, взяв с собой десять верблюдов. Подъехав к городу, он приблизился к колодцу и обратился к Б-гу:
«И если та девушка, которой скажу: «наклони свой кувшин, и напьюсь», ответит: «пей, и верблюдов твоих напою», то ее указал Ты твоему слуге для Ицхака, и так узнаю, что Ты сделал добро моему господину».
Элиэзер, преданный слуга Авраама, научился у своего хозяина ценить и понимать великое значение помощи другим людям. Он сознавал, что женщина – будущая мать еврейского народа – должна быть воплощением доброты. Поэтому и избрал такое испытание, чтобы узнать, годится ли она в жены Ицхаку. Конечно, Элиэзер мог и сам набрать для верблюдов воды, но он искал ту, которая стремится помочь другим и старается не обременять их ни при каких обстоятельствах. Ривка бежала, чтобы дать воды верблюдам, хотя ее об этом даже не просили. Чтобы совершить это доброе дело, ей нужно было напоить десять жаждущих верблюдов – задача не из легких.
«И еще не кончил он (Элиэзер) говорить (с Б-гом, моля его помочь найти жену для Ицхака), и вот Ривка выходит с кувшином на плече».
Рабби Йонатан Эйбишюц отмечает, что Тора указывает: кувшин Ривки был у нее на плече. Другие могли бы прятать свои кувшины, чтобы у них не просили воды. А Ривка открыто его несла, чтобы люди могли воспользоваться ее кувшином.
В древнем Иерусалиме было принято вывешивать за дверь ткань, чтобы странники знали, что их приглашают зайти и разделить трапезу. И в современном Иерусалиме я видел объявление частного человека, который предлагает бесплатно брать у него для прослушивания кассеты с уроками Торы. Другой предлагал бесплатно брать у него медицинские приборы.
«Побежал слуга (Элиэзер) навстречу ей (Ривке) и сказал: дай мне немного воды из твоего кувшина».
В мидраше сказано, что Элиэзер побежал к Ривке, потому что увидел, как поднимается ей навстречу вода в колодце. Но и этого было недостаточно Элиэзеру, чтобы признать ее достойной стать женой Ицхака. Даже тот, для которого происходят чудеса, не может считаться достойным, пока не творит добро.
УТЕШЕНИЕ
«И после смерти Авраhама Б-г благословил Ицхака».
Б-г благословил Ицхака после смерти его отца Авраама, чтобы утешить его, когда он был в трауре. Когда человек навещает того, кто сидит «шива» (семь дней после смерти близкого родственника скорбящий сидит дома), он исполняет заповедь уподобляться Б-гу.
Вот что пишет рав Шимшон Рафаэль Гирш о мицве утешать скорбящих: «Будьте с теми, у кого взял Б-г кого-то из членов семьи, и дайте ему почувствовать, что человек смертен, но община Израиля вечна. Пусть тепло общины согреет его в горе. Сочувствуй ему и смягчи его горечь молчаливым приятием Б-жественной воли. Но не говори ему: «Что поделать, всем приходится умирать», потому что это не сочувствие, а богохульство, это ропот беспомощного на свою беспомощность, а не признание благословенной мудрости Б-га. Сиди молча рядом, пока скорбящий не выразит свою тоску в словах, и уходи, как только почувствуешь, что твое пребывание становится в тягость, и он показывает, что хочет остаться наедине со своим горем».
Хорошо направить беседу на воспоминание об умершем, и в особенности говорить о хороших качествах, за которые его любили окружающие. Тот, кто намеренно избегает говорить об умершем, чтобы отвести мысли скорбящего от предмета его скорби, на самом деле не понимает психологии скорбящего. Гораздо меньше утешают общие истины, чем посещение человека, благодаря которому снова предстает достойная жизнь отошедшего в иной мир. Мицва – утешать человека, у которого несчастье. Так поступал Иов, который утешал слепых и глухих.
Из книги рава Зелига Плискина «Если хочешь жить достойно»
Перевод Гедальи Спинаделя