Не так давно я встретился с молодым человеком, который в самом начале разговора заявил мне: «Я стал религиозным». С неким самодовольством он рассказывал о своих духовных достижениях, о том, к какому успеху ему удалось прийти. Когда в очередной раз он повторил: «С тех пор как я стал религиозным…», — я не выдержал и спросил его: «Ты действительно стал религиозным?»
Он на мгновение растерялся: «Вы хотите сказать, что это нескончаемый процесс?”
– Нет, – ответил я ему. – Я хочу сказать, что этот процесс может закончиться, если человек решит, что он уже стал религиозным. В чем-то важнее становиться, чем стать…
И сказал Всевышний Авраhаму: Иди из земли своей, из родины своей, из дома отца своего, на землю, которою Я укажу тебе.
И Я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя и возвеличу имя твое…
Иди! – Всевышний обратился к Авраhаму, и к каждому из нас – его потомкам во всех поколениях. Почему Всевышний указал идти, а не «прийти» в землю Ханаанскую? Потому что идти важнее, чем прийти! Цель нашей жизни состоит не только в достижении результата, но и в самом процессе. Как бы ни важно было прийти и достичь, важнее продолжать идти, искать, стремиться к истине и совершенству на протяжении всей жизни.
ЧЕМ ТРУДНЕЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ НАГРАДА!
Почему Всевышний не указал Авраhаму, куда он должен идти? – спрашивает Раши. – Для того, чтобы утяжелить испытание!
Испытывая Авраhама, Всевышний описал достоинства земли, которую он должен оставить, даже не открыв, в какую землю ему нужно идти. Лишь преодолевая тяжелое испытание, Авраhам мог заслужить великую награду. Всевышний испытывал Авраhама для того, чтобы наградить его!
ИСПЫТАНИЕ ПО СИЛАМ
Само слово «испытание» – «нисайон» на иврите имеет корень «нес», что означает – «поднять», «возвысить». Преодолевая испытания, человек поднимается, возвышаясь духовно.
Всевышний дает каждому испытание по силам. Не больше, иначе человек потеряет свободу выбора. Но и не меньше, иначе он потеряет силы.
Каждый из нас обладает неким духовным потенциалом, скрытыми душевными силами, дарованными нам Небесами талантами, способностями и возможностями.
Однако каждый из нас сам решает, как реализовать ему свой духовный потенциал. Представ перед испытанием, перед выбором между добром и злом, человек проявляет скрытые силы своей души. В результате успешно преодоленного испытания эти силы реализуются.
Если же человек не выдерживает испытания и не использует свои силы, он их теряет, они покидают его душу. Если человек не реализует свой потенциал, то со временем этот потенциал его оставляет. Не случайно американцы говорят: «Use it or lose it!» – «Используй или теряй!»
ВЕЧНОЕ «ПОЧЕМУ»?
Почему жизнь полна испытаний? Раньше или позже этот вопрос задаст каждый, обращаясь к судьбе, к небесам, ко Всевышнему или… к себе самому.
Мы стремимся добиться стабильности в жизни, мечтаем об иллюзорном покое, который, конечно же, «нам только снится». А жизнь между тем продолжает преподносить сюрпризы, вновь и вновь испытывая нас на прочность…
Обратимся к великой сокровищнице мудрости, трактату Талмуда «Поучения отцов». Пятая глава начинается с интересного вопроса:
«Десятью сказаниями был сотворен мир. Но ведь (Всемогущий) мог создать его и одним сказанием? Это для того, чтобы наказать негодяев, которые разрушают мир, сотворенный десятью сказаниями, и щедро вознаградить Праведников, которые поддерживают существование мира, сотворенного десятью сказаниями.
Прочитали? Так как же связано наказание негодяев и награда Праведников с десятью сказаниями? Подчеркнуть значимость мира? За разрушение или поддержание великого мира следуют большие наказания или награды. Возможно, что на уровне простого понимания это правильно.
СОКРЫТЫЙ МИР
Рабби Гедалия Шор, возглавлявший иешиву «Тора ваДаас», открыл в своей книге «Ог Гедалиягу» великую тайну. Всевышний хотел сотворить человека, наделив его свободой выбора между добром и злом. Для этого Он должен был сокрыть свое присутствие в этом мире. Удивительно, но слово «мир» – на иврите «ОЛАМ» дословно переводится как «сокрытый». Всевышний сокрыл себя десятью сказаниями, как за десятью завесами!
В еврейской мистике обсуждается творение мира десятью сферами. Каждая из десяти сфер отражает одно из сказаний – определенную духовную плоскость бытия. В процессе творения каждое «сказание», слово Всевышнего, десятикратно трансформировалось, некая духовная энергия облачалась в материальные одежды. Свет творения скрывался за десятью завесами, превращаясь в наш физический мир.
Если бы мир был сотворен одним сказанием, то причинно- следственные связи были бы однозначными: за грех следовало бы немедленное наказание, а за доброе дело – немедленная награда. Человек ощущал бы себя роботом, не умея любить и выбирать добро не из-за награды, а от любви к добру. Теперь же причинно-следственные связи событий сокрыты от нас, выражаясь шахматным языком, на десять ходов.
ОТКРЫТЬ СВЕТ
Всевышний сокрыл себя от человека, выбрав правильную дистанцию – десять шагов, десть сказаний. Если бы сказаний было больше, то человек не смог бы открыть Всевышнего. Если же присутствие Всевышнего было бы очевидным, то человек потерял бы возможность отрицать Его, а вместе с этим и свободу выбора.
Каждый раз, когда мы видим, что негодяи торжествует, а Праведники страдают, то вопрошаем, где же справедливость – это занавес, за которым Всевышний скрывает свое присутствие, чтобы наградить тех, кто будут творить добро, несмотря ни на что.
Каждый раз когда мы видим, что преступник наказан, добро торжествует, то говорим: «Все-таки есть справедливость на земле». Всевышний приоткрывает занавес и освещает этот мир для того, чтобы помочь человеку открыть свет и осветить этим светом свою душу и весь мир.