«Дело ЮКОСа» в последние месяцы не покидает страницы и эфир мировых СМИ. Высказываются точки зрения, суть которых в основном сводятся к двум противоположным позициям. Одни говорят, что громкий процесс – наступление путинского режима на рынок и демократию, другие считают дело ЮКОСа попыткой покончить с диким российским капитализмом образца 90-х годов и навести долгожданный порядок.
Полемика между сторонниками этих точек зрения вряд ли имеет смысл, так как с обеих сторон содержательные аргументы давно исчерпаны. Стоящие же за аргументами мотивы участников поединка могут быть сведены к одной короткой фразе: «Это (в данном случае – российская нефтянка) должно принадлежать нам». И вся затеянная война ведется вокруг того, кому именно будет принадлежать вожделенное «это».
Об уровне криминальности в российской нефтяной отрасли известно более чем достаточно. В беседе с отставным разведчиком, занимающим ныне пост в руководстве одного из московских банков, мне довелось услышать следующую статистику: на каждые сто тысяч тонн нефти, добытые известной и вполне благополучной российской компанией, приходится один труп. В менее известных компаниях соотношение – в пользу трупов. Проверка этих шокирующих данных потребовала бы долгого и небезопасного расследования и в российских условиях, скорее всего, не привела бы ни к чему. А возможно, подобное любопытство и вовсе «сгубило бы кота». На прямой же вопрос о ЮКОСе мой собеседник на условиях анонимности ответил: «ЮКОС – еврейская компания. Они так не работают». Это значит, что они – владельцы и менеджмент крупнейшей и самой открытой частной компании в России, «еврейской компании» по определению моего собеседника, не считают возможным вести криминальный бизнес. Они, в некотором смысле, работают «не по-русски», оказываясь белой вороной вдвойне. Во-первых, играют не по правилам и не дают на себя традиционного компромата. Во-вторых, они или их большая часть – евреи, а потому – «не такие», «не свои», а значит – не вполне предсказуемы и управляемы. Так сквозь банальный, государственно-бандитский отъем собственности проглядывает пресловутый «еврейский вопрос».
К этому мы вернемся позже, а сейчас я позволю себе небольшой экскурс в историю взаимоотношений российских властей с евреями, так сказать, в «еврейский вопрос» на государственно-деловом уровне. На протяжении XVII-XVIII вв. власти России практиковали разносторонний подход к еврейскому вопросу, который из вопроса о целесообразности постепенно превратился в вопрос взаимоотношений еврейской общины России с государством и обществом.
Петр I был первым русским самодержцем, стоявшим выше любого рода предубеждений в отношении евреев. Более того, он понимал, что часть образованных евреев вполне смогут стать проводниками его западнической политики в отсталой России. Поэтому Петр впервые и единственный раз в истории России ввел в высшие круги российской аристократии большую группу выкрестов. Крещеными евреями при российском дворе, кроме широко известного вице-канцлера П. Шафирова, были генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер, резидент русского представительства в Амстердаме и Вене А. Веселовский и др. Однако это был единственный за все время его правления по-настоящему значимый шаг в отношении евреев. Петр был полностью лишен предрассудков в отношении евреев, но он прекрасно понимал, как глубоко проникли эти предрассудки в сознание его народа. Так, в 1698 г. к Петру во время его пребывания в Амстердаме обратился бургомистр города Витсен с просьбой разрешить въезд в Россию нескольких еврейских купцов. Ответ был следующий: «Мой друг, – писал Петр, – вы знаете нравы и обычаи евреев, вы также знакомы с русскими. Я также знаю и тех, и других, и поверьте мне: еще не пришло время для встречи этих двух народов. Скажите евреям, что я благодарю их за предложения и понимаю ту выгоду, которую я мог бы извлечь, но мне было бы их жаль, если бы им пришлось жить среди русских».
Пришедшие в послепетровское время в Россию евреи поначалу были приняты и поддержаны Екатериной II. Но и она в конце концов в 1795 году утвердила указом черту оседлости и обложила еврейских купцов двойными по сравнению с остальным населением налогами. На протяжении всего XVIII в. Россия решала, по какому пути развития своей политики в отношении евреев она пойдет. И хотя вывод был сделан в пользу репрессивного пути, однако прагматический подход не исчез. Заключался он в том, что евреев стали рассматривать исключительно как инородцев второго разряда, необходимых стране как источник поступления доходов в государственную казну. Таким образом, евреи были «положены» в фундамент экономического процветания империи и с тех пор ощущали на себе растущий вес державы.
Подобная роль была предоставлена евреям и строителями следующей, советской империи. Ленин, объявивший антисемитизм вне закона, относился к евреям с позиции их преданности делу в первую очередь. В своих воспоминаниях личный шофер Ильича приводил такие его слова: «Я евреям верю. И знаете, почему? Ни один народ в России не находился при самодержавии в таком унизительном положении, как евреи. У них здесь не было своей земли, они были рассеяны по всей стране. Наша революция дала евреям России все права гражданства, раз и навсегда ликвидировала позорную черту оседлости и процентную норму в учебных заведениях. Только теперь советская Россия стала для них настоящей Родиной, и я знаю, что ей они служат верно и преданно. В России всегда все использовалось для того, чтобы сеять темную, дикую, злобную ненависть к евреям. Нелегкая жизнь на протяжении веков, упорная борьба за выживание и существование способствовали развитию у них умственных способностей. Они в большинстве своем народ умный, сообразительный, по-своему ловкий». Все последующие годы, когда Ленина уже не было, показали, насколько он был прав и дальновиден, когда говорил о евреях России.
Но со сменой руководства СССР закончилось и еврейское равноправие. Национальной политике, которую проводил Ленин, был положен конец сразу же после его смерти. Наркомнац, созданный Лениным на второй день после революции и способствовавший самоопределению малочисленных народов России, был ликвидирован (Илья Окунев (Алеф N№894, – www.gorskie.ru).
Далее были чистки, дело Еврейского антифашистского комитета, закрытие еврейских театров и издательств, наконец, дело врачей. Моя мама, жившая в Минске и имевшая в 1953 году 16 лет от роду, вспоминала, как не раз слышала в обывательской среде разговоры о том, что «всех их – (евреев) – пора отправлять к белым медведям». Так советские евреи, верой и правдой служившие своей стране, были ею преданы и унижены.
Другая империя XX века, также претендовавшая на вечность, отнеслась к «еврейскому вопросу» с нордической прямотой и истинно немецкой основательностью. «Злокозненное всемирное еврейство» было сразу названо врагом номер один и причиной многочисленных экономических бед Германии. И на еврейские предприятия – в основном магазины – посыпались бойкоты. Поначалу это были разрозненные акции на периферии, но вскоре Гитлер принял решение организовать полный экономический бойкот немецких евреев. Для пропаганды такой бойкот должен был обозначать некую веху – начало похода за ликвидацию «сильного вредоносного» влияния евреев в Германии. Одновременно это была попытка руководства направить в «правильное» русло страсти, бушевавшие в низах партии. Опубликованная 28 марта 1933 года программа бойкота была объявлена как реакция немцев на «пропаганду ужаса», которую якобы ведет «еврейская» печать за границей против новой Германии. Эта пропаганда якобы не только очернила доброе имя Германии, но и нанесла удар по торговым отношениям, помешала приобретению ее экспортной продукции на внешнем рынке, словом, нанесла стране финансовый ущерб.
Бойкот был проведен 1 апреля 1933 года. Эта первая общегосударственная антиеврейская акция имела огромное значение в истории формирования нацистской политики по отношению к евреям. Антисемитизм был экономически очень выгоден. Большая часть банковского капитала к началу 30-х годов находилась в руках евреев, уже потому богатые евреи в нацистской Германии были обречены. Антисемитизмом, как известно, можно надуть любую идею и пустить летать, как воздушный шарик, над головами. Нацисты так и сделали — накачали ненавистью общество, а сами принялись грабить. Характерно, что простые немцы и тогда многое понимали совершенно правильно. В 1938 году, во время погромной «Хрустальной ночи», они говорили: «Богатых евреев обдерут вожди, а уж нам – что останется». И шли громить магазинчик соседа, с которым бок о бок прожили десятки лет; тащили всякую мелочь: мыло, карамель, постельное белье… Наутро многие опомнились: понесли добро обратно, приютили оставшихся без крова, накормили перепуганных рыдающих детей… Пришли в себя и постарались забыть. Хотя бы на время. Дальше 1939 год, война. В 1940 году обсуждался вариант выселения евреев на Мадагаскар, но уже выросло поколение, зомбированное Геббельсом, оно в первых рядах, приказы загнать европейских евреев за колючую проволоку воспринимаются без малейших сомнений. 1941 год. Захвачены Прибалтика, Украина, Белоруссия – места компактного проживания евреев. К этому моменту появились уже функционеры-«силовики» – Гейдрих, Кальтенбруннер… Они отвечали за раздутые карательные органы, которые должны быть загружены работой. И вызревает идея: этим органам и поручить «окончательное решение еврейского вопроса». Дальнейшее известно: 1942 год, совещание в Ванзее, два десятка не самых главных чиновников педантично разрабатывают концепцию «решения». А дальше уже чистая технология: расстреливать – нерационально, много шума, много попутных эксцессов, лучше создать специальные лагеря. Существовал сухой и конкретный документ: протокол обсуждения, какой газ целесообразнее использовать…(по материалам курса Открытого Университета Израиля, также Е. Съянова, «9 тысяч лагерей уничтожения» www.jewish.ru).
Если взглянуть на современную Россию, можно увидеть некоторые параллели. Ельцинская эпоха приватизации и надежд взрастила крупный российский бизнес и возвела на социальную вершину людей, именуемых нынче олигархами. В списке 100 богатейших людей России, опубликованном журналом «Forbes», первые места занимают люди с еврейскими фамилиями, а одиннадцать из ста избранных имеют отношение к ЮКОСу («еврейской компании», помните?). Путинская эпоха державных амбиций и непобедимых войн началась с «десантирования» во все государственные институты сотрудников КГБ-ФСБ, возврата к советскому гимну и отъема собственности у части крупных капиталистов. Этому сопутствует националистическая риторика формальной оппозиции в парламенте и стремительный рост числа и активности групп фашиствующей молодежи. «Олигархическая» кампания вроде бы не об этом, но если посмотреть, кому досталось больше всего от «державной десницы» – это или предприниматели-евреи, или их ближайшие партнеры. 2000 год – арест Гусинского, вымогание у него «Моста», дальнейшее преследование и невозможность вернуться в страну. Тот же год – организовавший и профинансировавший Путинское президентство Березовский подвергается преследованиям, вынужден в убыток себе продавать активы и в результате уезжает из страны. 2003 год – начало дела ЮКОСа, арест партнеров Ходорковского, затем его самого, вынужденный отъезд из страны Невзлина. 2004 год – проверки и претензии к Абрамовичу. И это при том, что, по данным того же «Forbes’», две трети «Золотой сотни» обогатились на хаосе приватизации. Очевидно, еврейская собственность державе нужнее закона и справедливости.
Похоже, учреждается новая «черта оседлости» – российские евреи очередной раз сделали свое дело и теперь должны «отдать и уйти». Как советские евреи, поднявшие промышленность, науку, культуру, передали все сталинским соколам. Как немецкие евреи отдали все орлам фюрера. Вот только державным погромщикам стоило бы помнить: еще с фараоновской древности государства, откуда евреи уходили – в Землю Обетованную, в эмиграцию, в лагеря или в газовые камеры – все эти государства неизбежно рассыпались в прах. И никакое третье отделение, гестапо или КГБ ничего с этим поделать были не в состоянии.
Я смотрю на эту статью и мне невольно вспоминаются сочинения того самого доктора Гебельса. Она написана в таком же демагогическом ключе. Конечно, это не может восприниматся по-другому. Яркий пример американской пропаганды в которой на современное руководство Росиии наклеивается ярлык \»Великодержавности\» (читиай-фашизма), русские все становятся антисимитами, и Третий Рим автоматически становится продолжателем дела Третьего ( Мать его!…) Рейха! Да что вы говорите! А концлагерей где-нибудь в Тульской области у нас нет? Между прочим Сионизм это Еврейской нацизм по решению ООН, забыли?