Как хорошо на рынке! Вот сапожник разложил на прилавке свой товар: лакированные сапоги из тонкой кожи для какого-нибудь пана и другие, попроще, с тридцатью гвоздями в подметке, чтобы не отлетели от долгой ходьбы. Если пойдешь дальше, то увидишь вышитые рубахи, цветные пояса, глиняные горшки, у которых желтые бока украшены шоколадным узором. Тут и лошадь можно купить, и послушать бродячего музыканта, и узнать последние новости. Вышел на площадь, упер руки в бока и не знаешь, куда свернуть, потому что тянет во все стороны.
Для еврея есть еще путь вверх и вниз. Как это понять? Ну вот допустим, сынок, что ты жестянщик. Купил у кузнеца лист железа и стал делать самовар. Получился он на славу – большой, пузатый, серебром горит. Только вот одна ручка припаялась немного косо. Но, может, покупатель не заметит. Ты сунул товар в чистый мешок и понес на рынок. Дорогой шел и думал, что если за самовар дадут хорошую цену, то это будет кстати. Пора платить меламеду, который учит твоего старшего сына, и купить мясо на субботу, и вернуть долг соседям. И еще: утром в пятницу не придется кроить железо тяжелыми ножницами, а можно остаться в синагоге и учиться, чтобы наверстать перед субботой то, что не успел выучить за неделю. И все-таки надо сказать покупателю, что одна ручка припаялась косо. Говорят, на Небесном Суде еврея спрашивают, честно ли он торговал…
А теперь поиграем в другую игру.
Тот же самовар. Тот же ты. Тот же рынок. Замечательный рынок! Какие краски, сколько товара! Интересно, кто здесь богаче всех? Наверно, торговцы, которые скупают у крестьян зерно и везут его за тридевять земель, в Данциг или в Ригу, и там, если дело идет хорошо, кладут в карман сотни и тысячи… Не то что ты со своим самоваром. Конечно, можно и тут покрутиться: одолжить у тестя денег, покрыть самовар серебром и попробовать продать какому-нибудь пану. А может, жена права: надо больше работать. Да время откуда взять? Утренняя молитва – это вынь два часа. А в пятницу и вовсе мука: чуть втянулся в работу, как шамес начал бегать по улице со своим колокольчиком – бросай работу, суббота близко!.. Гоям легче, субботы у них нет. И мясо дешевле. Эх, если б я был помещик или генерал с золотыми погонами! Купил бы тогда жене брошку с брильянтами, и пусть все соседи прилипнут носами к стеклам, глядя, как мы идем по улице… Что там болтают покупатели? Косая ручка у моего самовара? Да это у вас глаза косят, уважаемый! Английский король был бы счастлив пить из такого самовара!..
Видишь, сынок, очень по-разному можно продавать один и тот же самовар на этом рынке. Глядя Вверх, туда, откуда к нам спустилась Тора, или вниз, роясь взглядом в чужих кошельках и корзинах. А в руках у тебя один и тот же самовар…
Рынок – это опасная зона. Мудрецы говорят, что мысли о грехе порой тяжелей греха. Почему? Потому что они лезут к тебе постоянно. И потому, что их трудно заметить. Человек молится рядом со мной, у него такой же длины борода и пейсы, такой же темный кафтан. И откуда мне знать, что мечта о брильянтовой брошке жжет его душу? Кто вообще может читать чужие мысли? Разве что какой-нибудь цадик.
И вот однажды нистар, скрытый праведник, проходил через Яновичи и, видно, прочел много таких мыслей, которые ему совсем не понравились. Он решил, что евреи здесь находятся в беде и что к ним надо прийти на помощь.
Из книги Эзры Ховкина «Странствия Боруха»