ПРЕВЕНТИВНЫЙ УДАР

Министр обороны Ирана Али Шамхани заявил на днях, что его правительство оставляет за собой право на превентивный удар по американским войскам и Израилю: «Мы не будем сидеть сложа руки и ждать, пока к нам нагрянут враги. Многие военачальники в Иране считают, что превентивные удары, о которых столько говорят американцы, не являются их монополией».

Иранским муллам не дает покоя боевая слава Израиля, который нанес превентивный удар по арабским армадам во время Шестидневной Войны, и разрушил ядерный реактор Саддама Хусейна. Идеи израильских превентивных ударов изучаются во всех военных академиях мира и стали классикой военного искусства. Впрочем, нет ничего нового под солнцем, эти идеи, в неожиданной форме, выражены в нашей недельной главе.

«Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих, и Г-сподь, Б-г твой, предаст их в твою руку, и возьмешь пленников».

Ребе из Коцка обращает внимание на то, что если в нашей главе речь идет о легкой победе, то в четвертой книге Торы «Бамидбар» почему-то говорится о предстоящей тяжелой войне, мольбе о победе, которая отнюдь не кажется само собой разумеющейся.

«И когда пойдете на войну в земле вашей против врага, враждующего с вами, то трубите прерывисто; и будете вспомянуты пред Всевышним, и будете спасены от врагов ваших» Бамидбар (10, 9).

Внимательно прочитайте эти две цитаты и постарайтесь найти, чем отличаются эти войны? Уверен, что многие из вас, дорогие читатели, обратили внимание на то, что в нашей главе говорится о том, что «выйдешь ты на войну против врагов», в то время как в книге Бамидбар говорится о том, как ты выходишь «на войну в земле вашей против врага», то есть враг уже пришел на твою землю.

Тора учит нас, говорит Ребе, не дожидаться, чтобы враг обрушил войну на твою страну, ибо в этом случае очень трудно добиться победы, а следует нанести превентивный удар, чтобы легче добиться победы над врагом.

Впрочем, нам не обязательно быть генералами, чтобы воспользоваться этой чрезвычайно важной концепцией превентивного удара: слова Торы обращены к каждому.

Однажды мудрец встретил возвращающего с войны воина, рассказывает Талмуд, и воскликнул: «Ты идешь с малой войны на войну великую (войну человека с самим собой, со своими слабостями и недостатками)». Однако аналогия войны с преодолением собственных слабостей была начертана нашими мудрецами.

Рав Гедалья Шор писал о том, что зло может быть двух видов: зло вне нас и зло внутри нас. Например, первый человек Адам до греха видел зло вне себя, однако в тот момент, когда съел запретный плод, то это зло проникло внутрь его.

Это не только рассказ об Адаме, но и о каждом из нас. Каждый человек способен видеть преступления и грехи других людей, но он сам их не совершил, они не стали частью его, не проникли в его душу. Когда же человек впервые совершил какой-то грех, что-то надломилось в его душе, теперь ему легче совершить это во второй, в третий раз. Человек начинает привыкать к своему преступному поведению, свыкаться с грехом, постепенно превращаясь в преступника и грешника. Теперь зло проникло внутрь человека, став частью его. Это и есть война с врагом на твоей земле!

Представьте себе, что кто-то впервые предложил вам закурить, трудно сказать ему «нет»? А теперь вообразите, что прошло десять лет, вы активно курили, и врач предупредил вас, что курение угрожает вашей жизни. Вы хотите бросить курить, но за десятилетие вы к этому так привыкли, что это стало частью вашей природы. Когда вам легче было отказаться от курения: в начале, «не допустив» первой сигареты, или став заядлым курильщиком?

Однажды опытный извозчик «балагола» учил новичка секретам профессии. «Что ты будешь делать, если грязь посреди улицы»? – вопрошал он. «Я знаю, как вытаскивать телегу из грязи», – отвечал новичок. «Нет, – парировал тот, — хороший извозчик не тот, кто знает, как вылезать из грязи, а тот, кто знает, как в нее не попадать»!

Впрочем, еще один важный урок. Если грех делает человека грешником, потому что зло проникает внутрь души человека и становится частью его природы, то верно и обратное. Добрый поступок делает человека добрым, соблюдение заповедей Торы привносит добро внутрь души, освещая и возвышая человека. Как и учил нас царь Давид в своих псалмах, уйди от зла и твори добро!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора