(Для читателей, живущих в отдаленных штатах страны)
Когда присуждает суд наказать виновного розгами определенным числом ударов, запрещается бить его больше, чем ему определено. Тем более это относится ко всем случаям, когда не было суда.
То есть, запрещено бить кого бы то ни было, если еврейский суд не назначил вас исполнить приговор – (Примечание редакции газеты «Еврейский Мир).
– Запрещено бить даже того, кто начинает вас ругать и проклинать. Но если тот начнет бить первым, разрешается ответить, чтобы себя спасти. Но нельзя продолжать бить, когда он прекратит, если только он не начал драку опять. Даже если вам приходится бить кого-то, защищаясь, нельзя бить больше, чем это необходимо.
– Запрещено бить человека, даже если он вам позволяет это делать.
– Родителям разрешается бить детей, но только чтобы научить их правильно себя вести.
Общепринятым является сегодня запрет бить своих детей. Мудрецы нашего поколения утверждают, что никто сегодня не находится на таком высоком духовном уровне, чтобы поднять руку на ребенка от любви, а не от гнева и раздражительности – (Примечание редакции газеты «Еврейский Мир»).
Однажды, когда рабби Йехезкель Шрага Нальберштам устраивал свадьбу, он не разрешил одному еврею быть свидетелем. За день до этого он видел, что этот человек сердился на маленького мальчика и бил его по лицу. Поскольку бить кого-то, тем более маленьких детей — это нарушение запрета Торы, то бьющий не может быть свидетелем, пока не раскается о содеянном.
«Если увидишь осла твоего брата или быка, которые упали на дорогу (под тяжестью), не отворачивайся от них, подними их с ним».
– Если вы видите того, кому нужно помочь нагрузить или разгрузить животное, вы обязаны ему помочь. Не сделать это – нарушение запрета Торы. То же относится и к человеку, который несет непосильную ношу. Если вы видите того, кто несет что-то тяжелое, помогите ему.
– Если кому-то нужно помочь нагрузить животное, а другому – разгрузить, то вначале следует помочь разгружать, потому что, пока этого не сделали, животное страдает. Но Талмуд учит нас, что, если вашему другу нужно помочь разгружать, а тому, кого вы не любите, – нагружать, вы должны сначала помочь вашему врагу, чтобы преодолеть злые чувства. Когда вы помогаете тому, кого не любите, ваши действия влияют на ваши чувства, и вы начинаете любить этого человека.
– Эта заповедь обязывает помогать тому, у кого сломалась телега, и сам он не может справиться. Эта помощь еще актуальнее в наше время, когда человек, у которого на дороге сломалась машина, не в состоянии ее починить.
«Не паши вместе на быке и осле».
Тора запрещает пахать на двух животных разного вида вместе. Это будет расстраивать обоих животных. Каждому из них требуется пара того же вида. Хинух добавляет, что это относится и к людям. Не следует поручать выполнять одно поручение двум людям, которые столь различны, что не могут работать вместе.
«Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, Мирьям».
В письме к общественности Хофец Хаим цитирует Рамбана, который объясняет, что этот стих обязывает нас говорить нашим детям и будущим поколениям, как предосудительна лашон hapa – сплетни и дурной язык. Мы должны сделать общеизвестным, как неправильно говорить о других плохое. Люди должны осознать, что перестать плохо говорить о других – это не просто похвально, это наша первейшая обязанность. К несчастью, слишком много евреев ведут себя так, будто для них этой обязанности не существует. Даже те, что внимательны к исполнению этой заповеди, похоже, гораздо меньше расстраиваются, когда услышат или скажут лашон hара, чем когда они случайно съедят свинину. Если сам этот стих учит нас не говорить лашон hapa, возникает вопрос, почему же Тора рассказывает плохое о Мирьям? Рабби Симха Зисель Зив пишет, что так Тора учит нас принципу, что разрешено сообщить о ком-то негативную информацию, если единственная цель этого сообщения – научить других правильному поведению.
Из книги рабби Зелига Плискина
«Если хочешь жить достойно»
Перевод Гедальи Спинаделя