Глава «Шофтим» («Судьи») начинается с прямого указания на необходимость создания судебно-исполнительной власти:
«Судей и полицейских поставь во всех воротах своих». (Дварим, 16:18).
Тора почему-то находит нужным определить конкретное местоположение судебных органов. Мы знаем из истории, что в древнем Израиле еврейский суд действительно располагался у городских ворот. Но слова Торы, очевидно, имеют и вневременной, внеисторический смысл.
Вспомним о декларируемом Торой правиле, которое, к сожалению, остаётся несбыточной мечтой даже в современном демократическом обществе:
«Равное право будет у вас для всех: для пришельца и для аборигена».
Не дай Б-г, не имея связей, протекции или туго набитого кошелька, оказаться в не всегда чистых лапах «правосудия». Стократ нежелательно это, если вы чужестранец. Ваша уязвимость как пришельца, незнакомого с тем, что известно любому местному жителю, делает вас очевидной мишенью для разного рода мошенников.
Напротив, когда связи, протекция, кошелёк есть, то можно быть «крёстным отцом» Солнцевской мафии – и всё равно уйдёшь целёхоньким даже от самого строгого и справедливого швейцарского суда.
И согласно правилу Торы, правозащитные органы должны находиться в месте, наиболее доступном для самой нуждающейся в этой защите категории людей месте (ворота – единственное место, которое известно пришельцу не хуже, чем местному жителю). То есть правосудие должно быть доступно слабым не меньше, чем сильным мира сего.
Другое объяснение приведённой в начале цитаты: ворота души человека – глаза, уши, рот. Поставь судей и полицейских у своих органов чувств, чтобы то, что входит и выходит из тебя, не сделало тебя «мусороотстойником».