В ЖИЗНИ ОБЫЧНОЙ ВАЖЕН ЗАПРЕТ
Эта недельная глава начинается с просьбы-мольбы Моше (отсюда и её название) о входе в Эрец Исраэль, а в дальнейшем переходит к законам, связанным со вступлением в Эрец Исраэль и предупреждением об опасности тлетворного влияния Кнаана (Ханаана), являющегося символом плохого окружения вообще. Глава также включает в себя квинтэссенцию иудаизма — молитву «Шма, Исраэль» и, как и подобает «повторению Торы», даёт в изложении Моше содержание происходившего на Синае и текст декалога — десяти речений (или привычнее: десяти заповедей).
Вопрос, на который мы постараемся ответить, задают все, обнаруживая в этой недельной главе текст декалога: В чём смысл различий текста десяти речений, повторенного Моше, и десяти речений, сказанных Всевышним на горе Синай?
Ключом к ответу послужит одно из таких отличий, практически незаметное. В главе «Итро» (Шмот, 20:6), где описывается Синайское откровение, в конце второго речения: «Да не будет у тебя других Б-гов, кроме Меня» — написано слово – «мицвотай» (Мои приказы). Оно может быть прочитано как мицвотав (Его приказы), но устная традиция говорит нам, что читать следует как мицвотай (Мои приказы).
Изменение в написании (хотя и не в произношении) знаменует начало новой эпохи в отношениях Всевышний — еврейский народ. Вступление евреев в Страну Израиля — это начало реализации Торы внутри нашего обычного мира и прекращение той особой, чудесной, прямой и ощутимой связи с Творцом, что была у евреев в пустыне.
Собственно, эта концепция и исчерпывает смысл всех отличий текста Синайского «варианта» от «пересказа» Моше. Вот лишь несколько примеров.
В четвёртом речении «Помни день субботний» глобальное – «захор» (помни, выполняй), возвращавшее нас к Семи дням Творения, в устах Моше сужено до конкретного – «шамор» (оберегай, сохраняй).
В десятом речении «Не желай» при перечислении того, что не должно стать объектом нашего вожделения, добавлено «поля его». То есть то, что наименее всего ассоциируется с хозяином, наименее близкое к нему из того, что ему принадлежит, подчёркивает всю глубину определяемого Торой понятия чужого. Даже если связь с хозяином не очевидна, всё равно это чужое, не твоё, и не смей на него тратиться даже психологически, на уровне желания.
НАКАЗАНИЕ – НАГРАДА
«Ваэтханан» означает — «умолял». Недельная глава так и начинается:
«И умолял я Г-спода в то время». (Дварим, 3:23.).
Устная традиция говорит, что Моше молился Творцу, чтобы Тот пустил его в Эрец Исраэль 515 раз. Гематрия же — сумма числовых эквивалентов букв — слова «ваэтханан» как раз и составляет 515.
Всевышний ответил Моше:
«Замолчи. Ещё одна молитва и Мне придётся впустить тебя».
И Моше перестал молиться.
Имена Создателя — это его проявления в этом мире. Два самых известных — непроизносимое четырёхбуквенное имя, обозначающее Доброту, и Элоким, значащее Суд, Справедливость.
Дети не могут полностью отвечать за свои поступки, поэтому мы не можем сказать ребёнку, разбившему вазу: «Пойди заработай на другую». Когда же человек взрослеет, он может более или менее отвечать за свои поступки по принципу «мера за меру». В конце концов, человек может достичь уровня Элоким.
В Торе единственный человек назван Иш Элоким — Моше рабейну. Теперь понятно, о чём говорит Творец Моше. Ещё одна молитва — а Моше умел молиться — и ты вызовешь во Мне доброту, но лучше для тебя не войти в эту Землю, а остаться на том высочайшем уровне Иш Элоким, то есть человека, полностью отвечающего за все поступки.
Когда Всевышний «наказывает» человека, это «наказание» — читай, следствие его же поступков — в конце концов, оказывается наилучшим, что могло произойти для его души.