НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ «МАСЭЙ»

«Назначьте для себя города, городами убежища они будут для вас; и убежит туда убийца, который случайно убил человека» (Бемидбар, 35:11).

Тора говорит, что тот, кто убил ненамеренно, должен скрыться от кровной мести в один из шести городов- убежищ в Эрец Исраэль, специально выделенных для этой цели. Книга «Хинух» объясняет, что жизнь в изгнании — это наказание за совершенное убийство, и оно подобно убийству, которое совершил этот человек случайно. Человек должен быть очень осторожен, чтобы его действия не вызвали смерть других людей.

Сегодня, например, это касается каждого, кто ведет машину. Водитель должен целиком сосредоточиться на ведении автомобиля, потому что малейшая его ошибка может привести к гибели людей. Если вы расстроены или устали, лучше не садитесь за руль.

«Не оскверняйте землю, в которую входите» (Бемидбар, 35:33).

Согласно Сифре, этот стих запрещает нам льстить негодяям, такое поведение называется ханифут — лесть и является серьезным преступлением. Рабейну Йона подробно рассматривает это в Шаарей тшува. Вот некоторые важные моменты из его сочинения: 1. Самая плохая форма лести, когда человек видит, как другой совершает преступление, и говорит ему: «Ты не сделал ничего плохого». Это побуждает нарушителя повторять свои злодеяния.

2. Считается лестью говорить, что тот, кто плохо поступает, — хороший человек. Хотя вы не говорите, что его плохие поступки — хорошие, тем не менее, запрещено прославлять его. Праведный презирает грешника, как написано: «Неправедный ненавистен праведному» (Мишлей).

3. Когда человек по своему положению обязан указать человеку, что тот неправильно поступает, и отказывается это делать — это называется ханифут. Говорят наши мудрецы: «Тот, кто может протестовать против плохих поступков своих домашних и отказывается это делать, считается ответственным за их поведение. И тот, кто отказывается протестовать против плохого поведения жителей своего города, тоже считается за это ответственным. Если человек может протестовать против плохого поведения во всем мире и не делает этого, он несет ответственность за его преступления» (Шабот).

Запрещено льстить человеку, чтобы извлечь из этого пользу (Орхот цадиким). Хотя неискренняя лесть — это плохо, важно хвалить людей ради их блага. Последний рош ешива «Тельшай», рабби Хаим Мордехай Кац, говорил, что похвала дает возможность ощутить человеку его скрытые достоинства и помогает ему реализовать свои лучшие качества. В Талмуде (Эрувин) сказано, что в присутствии человека следует говорить только часть похвалы. Излишняя похвала создает впечатление неискренней лести (Раши), а искренний комплимент — это большой хесед.

Из книги рава Зелига Плискина «Люби ближнего»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Рав Зелиг Плискин

Израиль
Все публикации этого автора