«Говорил Б-г Моше и сказал: отомсти непременно мидьянитянам за сыновей Израиля» (Бемидбар, 31:1,2).
Б-г сказал, чтобы Моше отомстил за гибель 24000 евреев, пораженных мором за то, что грешили сыновья Израиля с мидьянитянками. Отсюда следует вывод, что тот, кто толкнул другого на грех, несет ответственность за его наказание (Ор Йохэйл).
«Послал Моше в войско по тысяче от каждого колена и Пинхаса, сына Ээлазара священника, и дал ему в руку предметы священные и призывные трубы» (Бемидбар, 31:6).
Когда вышел еврейский народ сражаться с мидьянитянами, то послал Моше других, а сам не пошел. В стихе первом и втором мы читали, что Всевышний повелел Моше отомстить мидьянитянам. Почему же он не вышел сам, чтобы с ними сразиться? Объясняет мидраш, что Моше, бежав из Египта, жил среди этого народа, у Итро, тестя своего, до тех пор, пока не явился ему Б-г в горящем кусте и Моше снова не вернулся в Египет, и поэтому был обязан испытывать к ним благодарность (Даат зкеним).
Во время пребывания Моше мидьянитяне ничего не делали, чтобы помочь Моше, и теперь решил Творец их наказать. Тем не менее, сам Моше из благодарности к ним не присоединился к сражению против мидьянитян.
Не сердитесь, когда делаете кому-то замечание за плохое поведение.
«Сыны Гада и сыны Реувена пришли и говорили Моше, и Элазару священнику, и князьям общины, и сказали…» (Бемидбар, 32:2).
Колена Реувена и Гада просили у Моше разрешения поселиться на восточном берегу Иордана. Моше долго возражал им, считая их просьбу проявлением бунта (стихи с 6 по 15). Он говорил им, что Б-г повелел сынам Израиля войти в Эрец Исраэль, и когда остальные увидят, что эти колена туда не идут, то и они не захотят идти, чтобы обрести там свое наследие. Терпеливо выслушав порицание Моше, люди колена Реувена и Гада сказали (стихи с 16 по 19), что не собирались отказываться от обязанности завоевывать Землю Израиля, что они пойдут во главе всего народа и не вернутся в Заиорданье, пока не будет завоевана земля для всего народа. Хотя их намерения были достойны уважения, пока их ругал Моше, они не отвечали. Человек должен ценить привилегию выслушать порицание.