ВНЕ ГРАНИЦ – ПОГИБЕЛЬ

Слова Бил’ама имели и практическое приложение. Чтобы пробить брешь в связи евреев с Создателем, он предложил подорвать один из её столпов — чистоту семейных отношений. Моавитянам он дал пикантный совет послать на соблазнение евреев «девочек»: своих сестёр, жён, дочерей. Той же дорогой идут ещё одни враги евреев — мидьянитяне.

В главе «Пинхас», в частности, рассказывается, как они засылают Козби, дочь одного из вождей, соблазнять Моше.

Разврат разрушает связь с Творцом, уводит к идолопоклонству. И когда «начал распутничать народ с дочерьми Моава» (Бамидбар, 25:1), прилепились евреи к культу Баал-Пеора. А заключался он в том, что люди ходили в туалет на идола. В чём смысл такого «служения»?

Его сторонники утверждали, что раз боги создали людей с физическими потребностями пить, есть, ходить в туалет, то не нужно этих потребностей стесняться, нельзя их считать непристойными. Наоборот, нужно научиться служить богам посредством этих потребностей. Так же, как из трапезы делают нечто святое (встреча Шаббата), сделаем святое из посещения туалета, заявляли служители Баал-Пеора. А как же быть с естественным природным стыдом? «Мы не животные, мы способны его побороть», — призывали они.

То есть идея служения Баал-Пеору — стереть все и всяческие границы: физические, духовные. Всё дозволено: оргии, разврат — не удовольствия ради, а служения для… Вполне современные утверждения. Заблуждения.

Ошибка в том, что границы духовные убрать нельзя — они существуют вне желания человека. Когда же он начинает их стирать, наступает расплата: мера за меру. Врачи говорят, что к снижению иммунитета приводят стрессовые ситуации. А утрата, снижение такой физиологической границы, как иммунитет, во все времена приводила к тяжёлым заболеваниям. Так, в период, описываемый в главе «Пинхас», за разврат евреи поплатились мором, унесшим жизни десятков тысяч. Остановили его решительные действия Пинхаса, внука первосвященника Аhарона.

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «… А сынам Израиля скажи так: «Если человек умрёт, а сына у него нет, то отдайте его удел его дочери. А если нет у него дочери, то дайте его удел его братьям. А если нет у него братьев, то дайте его удел братьям его отца. Если же нет братьев у его отца, то дайте удел его ближайшему родственнику из его семейства, чтобы он наследовал его. И будет это сынам Израиля установленным законом, как Б-г повелел Моше». (Бамидбар, 27:6,8-11.)

Прочитав эти строки и вспомнив об узенькой полоске пляжа, величаво называемой Страной Израиля, вздохнёт понимающе неискушённый читатель: «Конечно, не так просто поделить этот крошечный кусочек земли”, — и будет совершенно неправ. И дело не только не в том, что величие страны — вовсе не производная от количества квадратных километров площади или от множественности её народонаселения. Ценность Страны Израиля для народа Израиля несомненна и исчисляется бесконечными духовными величинами. Но ведь народ состоит, как известно, из индивидуумов. И о том, какое значение лично для меня имеет наша страна, и идёт речь в вышеприведённом отрывке Торы.

Семейный удел, наследство указывают на связь между евреем и Землёй Израиля. И так же, как для каждого растения существует оптимальный кусок почвы для произрастания, так и каждому еврею соответствует некое место в Стране Израиля, без которого ему никогда не достичь максимума в духовном развитии.

Говорил менее ста лет назад мудрец предыдущего поколения рав Дискин: «Еврей, исполняющий законы Торы за границей, подобен спортсмену, готовящемуся к соревнованию. Лишь исполняя законы Торы в Стране Израиля, мы по-настоящему выполняем своё предназначение!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Менахем-Михаэль Гитик

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора