ПУТЕМ ЛЮБВИ И НЕНАВИСТИ

«И увидел Балак, сын Ципора, всё, что сделал Израиль с эмореями. И испугался Моав народа этого, ибо он многочислен, и опостылела Моаву жизнь из-за сынов Израиля. И сказал: «Теперь обгложет собрание это всё, что вокруг нас, как поедает бык зелень полевую». А Балак, сын Ципора, в то время был царём Моава.» (Бамидбар, 22:2-4.)

Название этой главы, как мы уже не однажды отмечали, является чрезвычайно существенным комментарием мудрецов. И потому большой вопрос: как мог мерзавец Балак удостоиться подобной чести?

Ответ мудрецов: моавитянка Рут — прабабка царя Давида, дочь одного из удельных моавитянских царей, предком которых и был Балак.

Основная сюжетная линия главы повествует о тандеме Балак—Бил’ам, поставившем целью ни много ни мало уничтожение еврейского народа.

Хотя цель у них обоих одинаково глобальна, но средства для достижения принципиально разнятся. Если Балак, так сказать, инициатор, не гнушается никакими средствами и к духовной (так и хочется сказать — душевной) методике прибег как к последнему средству, понимая абсолютную бесполезность любой материальной попытки «окончательного решения», то Бил’ам, чьё имя, по мнению наших мудрецов, означает «проглотивший народ», использует тактику «задушить в дружеских объятиях». Он отец ассимиляторов всех времён и народов.

Урок главы «Балак» — существует два возможных сценария попытки уничтожения еврейского народа. Первый — «ненависть», второй — «любовь». Восторгаться великими достижениями евреев в области человеческой культуры, тем самым низводя и растворяя Б-жественную сущность еврейского народа, — этот сценарий знаком нашему поколению по истории отношений с немецкой нацией. Духовная ассимиляция и превращение немецких евреев в «немцев иудейского происхождения» в XIX веке пробила духовную брешь, сквозь которую в XX веке хлынула волна всеуничтожающей ненависти. Этот же сценарий был поставлен и на греческой сцене, когда во II веке до н. э. эллинизированные евреи стали духовным плацдармом физического уничтожения нашего народа греками.

Обратим внимание на возможность соединения Бил’ама и Балака на уровне их имён. Бил’ам («народоглотатель») и Балак («взалкавший»), соединившись, дают — Амлак, то есть Амалек — квинтэссенцию ненависти, чрезвычайно опасную именно вследствие разделения на «любовь» и ненависть.

Интерпретируя комментарий мудрецов о том, что все плохое, в конечном итоге, служит хорошему (Балак – Рут – царь Давид – Машиах/Избавитель) исходя из сегодняшнего положения Государства Израиль, можно сделать успокоительный вывод, суть которого – вполне терапевтическое средство от отчаяния.

Борясь с современным злом, мы отстаиваем своё право не только на материальное, но и на осмысленное существование.

Мораль: бороться и понимать, чтобы не отчаяться.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Менахем-Михаэль Гитик

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора