Эта глава перенасыщена темами и событиями: тут и знаменательнейший удар Моше по скале, и нападение пресмыкающихся, и загадочно непонятные законы, связанные с рыжей коровой, и отказ Эдома (а также, как говорит устная традиция, и Моава, и Амона) пропустить евреев через свою страну, и смерть Аhарона, и песня Колодца, и многое, многое другое.
Мы зададимся вопросом: в чём смысл «терапии» медным змеем, и как происходило исцеление от змеиных укусов?
Автором нижеследующего комментария является живший в Росси в XIX столетии мудрец Ицхак-Лейбуш Мальбим. Он обращает внимание на использование Торой двух способов наименования змея. Когда речь идёт о нападении и укусах, Пятикнижие говорит нахаш. А в случае исцеления от них — сараф (буквально: сжигающий). Разница между этими словами, чей перевод на русский идентичен, змей, принципиальнейшая.
Змей-нахаш (от корня ленахеш — угадывать) означает подчёркнутую неупорядоченность бытия, закон случайности (не дай Б-г), царящий в мире. Стихийное бедствие — это только первый очень поверхностный взгляд на происходящее. Обнаружению скрытых, внутренних духовных пружин событий и учит нас «методическое пособие», исполненное Моше по приказу Всевышнего.
Взгляд ВВЕРХ (во всех смыслах) на нахаш hа-нехошет (медного змея), то есть на «змея в квадрате» позволяет ощутить неслучайность происходящего. И Моше, достигший предельно высокого взгляда на действительность, обучает нас смотреть глубже, проникать за внешний покров событий.
Уничтожение всех и всяческих скрывающих истину завес и есть использование силы змея в «мирных целях», его превращение из нахаша (угадывания, случайности) в сарафа (огонь, уничтожающий материальный занавес реальности). И укус змея, очень поверхностный, но чрезвычайно глубоко проникающий, подлежит исцелению методом «Лечить подобное подобным». За кажущейся глубиной нигилизма (нет объяснений, судьба) обнаружить настоящую глубину и причину.
Мораль. Всё внешнее имеет хорошо скрытые, но как нельзя более весомые внутренние причины.
Устами Моше Тора определяет основные черты человека, достойного быть еврейским лидером.
Первое из этих необходимых черт — «… который выходил бы перед ними».
Поясняют мудрецы: «Настоящий предводитель идёт перед народом, является ведущим, а не ведомым».
Об этом следующая история, случившаяся лет около полутораста назад в еврейском местечке Салант, что в Литве. К знаменитому своей мудростью и праведностью раву Исраэлю Липкину пришли обеспокоенные евреи. Причина, нарушившая их душевное равновесие, заключалась в следующем. Часть богатых евреев, поддавшись веяниям времени, захотела переделать еврейскую общину на либеральный лад. Например, чтобы в синагоге во время молитвы пел хор, ну чтобы было «не хуже, чем у людей». (Замечу в скобках, что именно так появились на Руси «хоральные» синагоги.) И что самое печальное (с еврейской точки зрения), некоторые руководители общины весьма благосклонно отнеслись к «vox populi» «новых» евреев (вовсе не пыльных денежных мешков).
Услышав об этом, вздохнул рабби Исраэль и ответил: «Знаем, что поколения перед приходом Машиаха будут иметь такую отличительную черту: «Лицо поколения будет, как морда пса» (трактат «Сота» Талмуда Бавли/Вавилонского). Впервые увидевший собаку, ведомую на поводке хозяином, — продолжил ребе Салантер, — может, не разобравшись, решить, что собака, идущая впереди, ведёт человека, но на первом же перекрёстке она повернёт голову — посмотреть, куда хозяин желает, чтобы она шла. Вот это-то мы и наблюдаем сегодня. Стоящие во главе постоянно оглядываются и ведут народ не куда следует, а куда тот хочет, чтобы его вели!»