БобБоб Дилан, герой первого из опубликованных на сайте материалов Павла Пуша, которому автор, видимо в порыве восхищения, приписал, помимо массы действительно дилановских хитов, ещхо и авторство «Аллигатора», безусловно одна из ярчайших и важнейших персон в рок-культуре(и более того: один из самых выдающихся американских поэтов всех времён, и тем более 2-й половины 20-го-начала 21-говека). С этим не поспоришь; как и с его ролью «самого влиятельного еврея в рок-н-ролле». Одной только песни «Человек дал имена всем зверям, в самом начале», тем более в совокупности с участием в хабадских религиозных мероприятиях и другой песней, произраильской «Школьный забияка», написанной в разгар противостояния еврейского государства с арабскими соседями, и посреди неблагоприятного для Израиля информационного фона—всего этого было б достаточно для создания Дилану(урождённому Роберту Аллену Зиммерману) памятника в еврейской среде(скорее всего, нерукотворного, так как рукотворные по Торе запрещены). И тем досаднее, что на склоне своей замечательной карьеры, этот титан американской культуры допустил некоторое малодушие и непоследовательность, в отстаивании собственных идеалов
Приехав пару месяцев назад с гастролями в Китай, Дилан отказался, несмотря на горячие просьбы тамошних своих фанатов, исполнить публично песню «Времена меняются», ставшуюв своё время одним из гимнов «неформального» движения в США. Отказался по требованию цензоров от Коммунистической партии Китая, утверждавших список песен для исполнения заморским гостем(представьте себе, в «цветущем» Китае до сих пор существуют подобные анахронизмы тоталитарного общества, дающие основания быть уверенным в неспособности этой страны догнать и перегнать Америку в какой-либо сфере жизни, до тех пор пока цензура и прочие ограничения на свободы самовыражения там будут существовать). Можно, конечно, оправдать данное решение Дилана желанием дать китайской публике хотябы усечённый «глоток свежего воздуха»(всё-таки, как вероятно сказали бы музыканты из петербургской группы «Дети», «Пол-Маккартни лучше чем вобще никакого Маккартни»)—но тем не менее, неприятный осадок у передовой общественности и в самом Китае, и тем более на родине Дилана, остался. Когда известный артист отказывается сказать своё слово тем, к кому оно более всего должно быть обращено— нарушителям прав человека, узурпаторам власти в величайшей стране мира и т.д., это всегда оставляет чувство слабости и поражених. Тем более что есть ощсущение что гастроли в КНР были весьма финансово выгодны, и причиной «самоограничения» Дилана в репертуаре могло быть элементарное нежелание терять куш из-за ссоры с властями. В любом случае, выглядит эта история не самым лучшим образом
Можно, конечно, вспомнить гастроли в конец 70-х в СССР другого популярного рок-исполнителя, Элтона Джона(кстати, тоже еврея по происхождению). Его выступление также проходило в совершенно стерильной атмосфере, и тем не менее стало огромной вехой в истории контактов советского общества с западной культурой—но справедливости ради, Элтон певец совсем другого стиля, нежели Дилан, и «политикой» в своё творчестве никогда не «грешил», органичиваясь гениальной но чисто развлекательной музыкой
И каким контрастом на этом фонме кажется поступок нееврейки, исландской певицы Бьёрк, 3 года назад не побоявшейся, даже ценой превращения в персону нон-грата в КНР, со сцены посреди этой страны заявить о недопустимости творимого её властями в Тиобете и Уйгурии! Не знаю в чём тут дело: толи разница в возрасте, толи в гендере, толи в жилах Бьёрк, в отличие от мудрого и осторожного Дилана, слишком бурно играет кровь её бесстрашных, порою безрассудных норманнских предков— но её поведение, как ни крути, соответствовало ожидаемому от рок-артиста, да и вобще творческого человека из свободного мира, гораздо больше чем поведение Дилана. Да что там Бьёрк: лидер Ю-Ту Боно, человек весьма «смешанной» репутации(известнуй, в частности, способностью сыграть с интервалом в пару часов на митинге против глобализации, и тут же— на банкете лидеров «Большой Двадцатки») полгода назад «вставил по первое число» российскому президенту Медведеву, исполнив дуэт с нелюбимым нынче российскими властями Юрием Шевчуком, ещё и назвав последнего «своим учителем»!
Конформизм, конечно, зло не абсолютное: иногда можно и менять или «корректировать» позицию (сам Дилан, кстати, неоднократно делал это по отношению к религиозной теме: в разные периоды жизни он был известен как участник уже упоминавшихся мероприятий ХАБАДа, «новорожденный» христианин, агностик и т.д.—вероятно, не в последнюю очередь в зависимости от направления популярных теологических ветров); но всеми есть предел, и соглашательство с такими людьми как китайский режим, смахивает едва ли не на предательство. Тем более что даже с религиозной точки зрения, особенно с точки зрения Торы, к которой Дилан пытается быть так или иначе причастным, возвысить свой голос против угнетения и несправедливости— самое благое дело; а вот смолчать—не очень-то. Чего боялся в Китае Дилан, если того же не убоялись ни Бьёрк ни Боно—непонятно; ибо авторитет рок-певца даже в Китае наверняка выше авторитета местных партейных бонз. Тем более что в отличие от более молодых Б. и Б. коим теперь въезд в КНР и РФ сответственно, сильно затруднён, ДИлан уже в летах, и в Китай вероятно с новыми гастролями вернётся нескоро. Не считает же он всерьёз, что с американским милитаризмом бороться можно и нужно, а с китайским-нет?
Хочется пожелать, чтобы Роберт Аллен Зиммерман Дилан удостоился ещё при жизни увидеть смену власти в Китае, чтобы вслед за персонажем пьесы «Страсти по Владимиру»(кстати, рассказывающей об очень схожей с его китайскими гастролями истории), иметь возможность воскликнуть: «ЗНАЧИТ МОЖНО?! ЗНАЧИТ, С САМОГО НАЧАЛА БЫЛО МОЖНО?!»