Чему вы учите сына, когда бьете его и говорите «бить нельзя»?


— Не трогай это в шаббат! — закричал отец, увидев, что сын поднял валявшийся на улице молоток в субботу.
— Почему ты кричишь? — удивился рав Элиягу Лопьян, отведя отца в сторону.
— Я воспитываю сына.
— Все что ты делаешь — это воспитываешь его кричать на своего сына «Не трогай это в шаббат!».
…В этой простой истории — важный урок. Рав Лопьян посчитал, что из-за крика отца сын не слышит, не воспринимает его слова. Что действительно останется в памяти ребенка — это крик. Поэтому когда он вырастет и станет отцом, то, возможно, будет, сам того не осознавая, подражать отцу, крича на своего сына.
— С одной стороны, отца можно понять: он был расстроен тем, что сын нарушил закон шаббата, — объяснил на встрече с группой русскоязычных евреев в Бруклине рав Довид Лопьян, внук легендарного рава Элиягу Лопьяна. — Нет ничего предосудительного в том, чтобы отец объяснил своему сыну законы шаббата и, в частности, законы мукце, суть которых состоит в том, что, поскольку Тора запретила определенные работы в субботу, такие как, например, зажигание огня, письмо или строительство, то мудрецы Талмуда постановили, чтобы в субботу мы не носили спички, ручку или молоток. Увидев, что сын нарушает закон,
отец может, а вероятно, даже должен об этом сказать сыну. Однако ему не следует кричать и унижать его.
— Нельзя всегда говорить мягко, иногда нужно повышать голос, настаивать на своем, — возразил один человек. — Мои сыновья не любят ходить в синагогу, и мне приходится кричать на них. Я боюсь, что без крика они вообще не пойдут.
— Общение с детьми не должно превращаться в личный конфликт, в столкновение, в котором родитель стремится победить, подчинить ребенка своей воле, — ответил рав Лопьян. — Мы должны стремиться вдохновить наших детей ходить в синагогу, с любовью соблюдать субботу и праздники, но насилие может привести к противоположному результату. Отец должен знать своего ребенка и направлять, как писал царь Соломон, «его путем», в соответствии с его уникальной природой и характером. Например, глава иешивы «Понович» рав Поварский относился к своему сыну с особой деликатностью и не настаивал на том, чтобы он ходил в синагогу. Когда сын подрос, то сам начал ходить в синагогу и с рвением изучать Тору.
— Вы боитесь, что без крика ваши дети не пойдут в синагогу, а я боялся бы, чтобы они с криком пошли в синагогу, — сказал я потом этому человеку. — Угрозами вы можете добиться немедленного подчинения, однако ребенок может ощутить себя униженным, затаить обиду и мечтать о том времени, когда вырастет и ему не нужно будет подчиняться отцу и ходить в синагогу.
— Кто сказал, что с детьми нужно всегда обращаться мягко? — обратился ко мне другой еврей. — Когда мой старший сын бьет младшего, то я в образовательных целях даю ему оплеуху, чтобы он ощутил, как чувствует себя человек, которого ударили.
— Чему вы учите сына, когда бьете его и говорите: «Бить нельзя»? Вы учите его бить! И еще вы учите его двуличию — можно говорить одно, а делать другое…
Тора учит нас искусству общения. «И сказал Всевышний Моисею: Скажи коганим, сыновьям Аарона, и скажи им…» (Ваикра, 21:1). Почему Всевышний обращается к Моисею с указанием «скажи», тут же повторяя «скажи им»? Первое «скажи» обращено к служителям Храма, которые должны соблюдать особые законы святости, а повторное «скажи им» напоминает о том, что они должны научить этим законам своих детей, объясняет Талмуд.
Итак, в первую очередь родители должны на деле быть примером для своих детей, лишь тогда их обращенные к детям слова будут иметь вес. Более того, слово «скажи» понимается в Торе как мягкое, деликатное обращение, отличное от повелительного «говори». Этим Тора подчеркивает, что родители должны искать мягкую форму общения с детьми, вдохновляя их соблюдать законы Торы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Чему вы учите сына, когда бьете его и говорите «бить нельзя»?

Обсуждение закрыто.