“Давайте умудримся, чтобы они (потомки Исраэля) не размножились, а то, когда будет война, присоединятся к нашим врагам и сразятся с нами, и выйдут из страны” (Шмот, 1:10)
В Талмуде (Сота) рассказывается, что фараон советовался с тремя людьми — Биламом, Иовом и Итро, прежде чем решить, что ему делать с евреями. Билам, который посоветовал преследовать и убивать евреев, сам впоследствии был убит евреями (Пинхасом, потомком Леви). Иов, который промолчал, был наказан Всевышним ужасными душевными и физическими страданиями. А Итро, который выступил в защиту евреев, удостоился того, что его потомки стали мудрецами Торы и вошли в Сангедрин (высший еврейский законодательный орган).
На первый взгляд, непонятно, за что же Иов был так наказан. Фараон и так был настроен против евреев, он все равно бы не послушал Иова, как не послушал Итро, которому после его совета пришлось спасаться бегством от фараона.
Брискский рав, рабби Ицхак Зеэв Соловейчик, предложил классическое объяснение. Хотя Иов знал, что бесполезно что-нибудь говорить, он обязан был поступить так же, как Итро. Когда делают больно, человек кричит. А если человек молчит, значит, ему не больно. Иов должен был это понять. Для этого ему были посланы страдания, и он узнал, что, хотя крики не помогают, но когда человек страдает, он все-таки кричит. Он должен был прочувствовать чужие страдания, как свои, а теперь ему пришлось страдать самому.
Хазон Иш пишет о том, как научиться чувствовать чужое страдание: “Чтобы обрести способность чувствовать чужую боль, как свою, нужно прежде всего делать все, что в ваших силах, чтобы помочь тому, кто страдает, и уберечь его от страданий. Эти действия вызовут положительные эмоции. И, конечно, следует молиться о том, чтобы другому стало хорошо, даже если поначалу вы не чувствуете чужую боль” (Ковец игрот Хазон Иш).
Из книги р. Зелига Плискина
“Люби ближнего”