Мое познание Бога, Торы, Истины и людей, познающих все это — 11

К моей большой радости я нашел в выступлениях и статьях ортодоксального раввина Джонатана Сакса поддержку моих взглядов на Интеллектуальную Тору и значение Торы в нееврейском (иудейско-христианском) мире. Этот ортодоксальный раввин является главным раввином Великобритании и считается одним из ведущих религиозных еврейских лидеров нашего времени. Королева Елизавета возвела его в ранг Лордов за его заслуги в деле укрепления духовности нации. Его интерпретацию Торы по отношению к неевреям можно увидеть по адресу:

http://www.ou.org/index.php/jewish_action/article/73435/

At this address, the spiritual positions of Rabbi Lord Jonathan Sacks, chief rabbi of Great Britain and the Commonwealth, are presented in an interview, given to Rabbi Yitzchok Adlerstein, who is director of Interfaith Affairs at the Simon Wiesenthal Center. The interview was published in the magazine of the Orthodox Union «Jewish Action on line» under the title «How the Torah Helped Shape the Modern World.»

Раввин Джонатан Сакс следующим образом характеризует значение Торы для нееврейского мира и проблемы распространения идей Торы в том мире.

. Тора является путеводителем не только для евреев, но и для всех других. Лучший способ распространения идей Торы среди неевреев — это представлять идеи Торы неевреям в виде общественно-интеллектуальных концепций социального обустройства мира, в которых заинтересовано большинство и евреев, и неевреев. И этим должны заниматься все евреи — среди еврейских религиозных деятелей нет такой должности, которая была бы ответственна за распространение идей Торы среди неевреев.

. Сейчас нееврейский мир расположен к восприятию концепций Торы намного больше, чем это было в прошлом. Но хотя в прошлом нееврейский мир не был расположен к положительному восприятию Торы, и в прошлом концепции Торы воздействовали на формирование нееврейского мира, хотя об этом открыто не говорилось. Философия всего Западного мира была создана на идеях Торы. Например, самый известный философ 17-ого века Томас Хобс (Thomas Hobbes) использовал более 700 цитат из Торы/Танаха в своей основополагающей философской книге Левиафан (Leviathan). Другой философ, вклад которого явился основополагающим в формирование Западного мира, Джон Лок (John Locke), так же черпал свои идеи из еврейских религиозных писаний. И эти два примера не являются исключениями.

. Одна из основных идей Торы заключается в том, что каждый человек создан так, чтобы напрямую воспринимать идеи Бога — без посредников в виде священников. Христианский католицизм пытался заменить это, вставив между людьми и Богом посредников-священников. Но христианский реформизм восстановил эту ключевую концепцию Торы, признав, что все люди — и евреи, и неевреи — могут и должны получать свои идеи от одного и того же Бога напрямую. А эти идеи обозначены для всех в Торе. Поэтому христиане-реформисты, в отличие от христиан-католиков, начали создавать печатные станки, которые позволили обеспечить копиями Библии (Старый и Новый Заветы) каждого индивидуума. Теперь уже каждый индивидуум мог познать слово Всевышнего самостоятельно без посредников в виде священников. И христиане начали познавать Танах из первоисточника. В частности, они узнали из Танаха, что королей можно и нужно критиковать, что явилось первым шагом на дороге к демократии и внедрению идей Торы в философский мир христианства.

. Сейчас евреи живут в Западном мире на равных. К ним относятся как к равным, но ждут от них большего. Традиционно-религиозным евреям хотелось бы развернуть мир в сторону традиционно-еврейского понимания лучшего мира по Богу, но неевреи ждут от нас чего-то другого. Они ждут от нас использования наших знаний и умений для улучшения духовного и материального благосостояния всего общества, в то время как традиционно-религиозным евреям хотелось бы направить все усилия на приближении периода мессианского искупления. Но мы должны делать то, что нас просят неевреи — это цена, которую мы платим за наше равноправие. И такую работу делают чаще всего интеллектуальные евреи, считающие себя нерелигиозными (в ритуальном смысле этого слова), в то время как многие религиозные евреи относятся к такой работе с подозрением.

. Многие евреи привыкли доказывать свою правоту цитатами из традиционных еврейских источников (Тора, Пророки, Талмуд). Такой подход хорош на учебных занятиях по иудаизму, но он не годиться, когда мы дискутируем за пределами таких занятий в разнообразной еврейской и нееврейской аудитории. Мы часто отвергаем то, чего мы не можем отыскать в галахических описаниях или в Шулхан Арух. Но это гигантская ошибка. Галахический язык понятен в галахических общинах. Другие общины его не понимают. Но Тора говорит многими языками, и многие интеллектуальные проблемы нееврейских общин, решение которых представлено в Торе, могут быть и должны быть описаны другим, не галахическим языком. Галахический язык не в состоянии описать не галахические концепции Торы. И мы должны научиться говорить не галахическим языком Торы, общаясь с не галахическими общинами. К необходимости использовать не галахический язык при обсуждении не галахических концепций Торы с евреями и неевреями призывали и другие великие раввины, такие как Rabbi Joseph B. Soloveitchik and Rabbi Nochum Rabinowitz.

Пожалуй, это наиболее важные мысли ортодоксального Главного Раввина Великобритании Джонатана Сакса, относящиеся к роли Торы и ее распространению в иудейско-христианском мире, те мысли, которые я развивал в своей книге «Евреи и их роль в нашем мире».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Минков

Все публикации этого автора