Понятие врачевания зиждется на нерасторжимой связи между врачом и пациентом. Врач осознает, что большая доля магии врачевания заключается в его внутреннем мире, в его личности. Верно было замечено, что личный контакт с пациентом — самое прекрасное из того, что предлагает врачебное призвание. Вечным фундаментом врачевания является любовь к больному. Врачевание — это общение с больным человеком, умение открывать и понимать болезнь у личности и стремление ее ликвидировать. В жизни, за которую врач будет бороться, одного рационализма мало. Он развенчан Гете в образе Фауста достаточно ярко. Дело не в том, что при врачевании приходится выбирать между “да” и “нет”, а в том, что врач использует одновременно и “да” и “нет”. Измерять можно не только приборами и счетом. Почти все сейчас считают, что чувство является одним из способов внесения меры в мир вещей. Эмоции восполняют недостаток информации, говорят психологи. Именно они позволяют действовать врачу в условиях острого дефицита информации. Порой медикам приходится переходить к стилю мышления более соответствующему культуре, чем математический. Припоминаются слова Ф. И. Тютчева: “Нет места вымыслам прекрасным: рассудок все опустошил”.
Врач-клиницист — поклонник не только науки, но и постижения, в котором в равной степени участвуют ум, интуиция, эмоции. При врачевании совершается клиническое познание, то есть проникновение, соучастие, сопереживание, диалог между мировоззрением пациента и своим.
Для истинного врача врачевание — особый мир, мир не только чувства, боли, страдания, трагедии, слабости, но и мир высокого духа безмерной радости, счастья, и врачу, вошедшему в этот мир, он становится самым дорогим, что есть в этой жизни.
Между врачом и его пациентом должен возникнуть эмоциональный накал. Сказанное облегчает дорогу к диагнозу. Творческая работа врача возможна и в самой будничной, скромной форме. Это может быть улыбка, доброе слово, которое несет радость. При врачевании сердечное чувство часто оказывается проницательнее и мудрее, чем самый рафинированный разум. Способность понять имеет большее значение, чем знание.
Существует логика решения клинических проблем, но существует и “логика сердца”, то есть логика построения конкретной помощи больному. Разумеется, врач использует различные научные дисциплины.
Врачевание, как и жизнь, нельзя свести к точным наукам. Врачевание знает больше, чем успела высказать до сих пор наука. Врачевание в сознании врача окрашено эмоциями, оно есть не только применение полученных знаний, но и обязательно развитие этих знаний. Есть пределы научного знания, как принято говорить в последнее время. Думается, не следует забывать, что лишь 1/10 реализованных исследований дает действительно важные результаты, и не упускать из виду, что природа в нас знает больше нас.
Деятельность при врачевании всегда течет между двух скал: разумом и сердцем. А помогает оставаться на верной дороге чувство меры.
Верно замечено, что хороший врач, как айсберг, у которого подводная часть (душа, душевность) больше и тяжелее, чем видимая поверхность (наука).
Врач должен откликаться на нравственные проблемы, на духовные потребности пациента, интимные стороны его жизни. Больной хочет внимания к своей личности, которая у него “кровоточит сегодня больше, чем раньше”, врачевание среди техники, формул, цифр нуждается в искусстве. Великие врачи называли врачевание чудом.
Основу лечения составляет внимание к больному, теплота, готовность сделать ему хорошее. При врачевании медик всегда “ищет”, он открыватель, всегда чего-то добивается. И когда он находит, он творит добро и сам испытывает удовлетворение.
Успешное врачевание немыслимо без роли в нем пациента, без отражения в нем. Врач в союзе с больным — дважды врач. Искусный врач всегда ищет такую совместимость.
Лучшим способом познать больного является эмпатия -вчувствование, сопереживание, оно содержит колоссальную энергию! Больной смотрит на врача не только как на специалиста, но еще как на культурную силу, прежде всего, потому, что врач относится к числу людей, думающих о многом, широко и много. Если изъять из врачевания эмпатию, то оно становится холодным ремеслом. Без “души” желанного врачевания, о котором мечтает каждый больной, создать невозможно.
Врачевание пронизано медицинским гуманизмом. Медицинский гуманизм — это постоянное сопереживание. За последние годы в медицину все больше проникают элементы коммерции и предпринимательства. Медицина из науки гуманитарной постепенно превращается в технологическую. Верно кто-то сказал, что медицина рождена не для властвования человека над человеком, не потребностью престижа или какой-либо выгоды, а милосердием и сочувствием к страдающему человеку. В наше время происходит дегуманизация медицины, ее вечный фундамент — гуманизм — разрушается, и это оборачивается бедствием для больного человека. Дегуманизация медицины вызывает глубокую тревогу в умах лучших представителей этой науки во всем мире. Конечно, без использования компьютеров медицина теперь немыслима, но в такой же степени верно и то, что без творческого труда врача, без его разума и сердца врачевание проиграет не меньше. Все приборы, аппараты, машины на самом деле — только усилители интеллекта врача, а не заменители его. Нельзя, используя машинный “интеллект”, утрачивать свой. Для понимания больного человека необходимо усилие мысли и сердца. Оптимизм можно найти в содружестве творческого труда врача и техники.
Единство доброты, спокойной мудрости, способности выслушать, понять, помочь, надежность, добродушие и теплота — все эти качества врача, объединенные понятием личного обаяния, весьма важны для больного человека, прибавляют ему сил для сопротивления болезни, вселяют в него веру в исцеление.
Каждый человек индивидуален. Как одно и то же лекарство, прописанное двум больным, будет действовать на них неодинаково, так одна и та же болезнь у разных людей проявляется по-разному. Уловить эту разницу может лишь живой человек — сострадающий больному врач.
Никакая кибернетика не заменит человеческой отзывчивости, и самая сложная электроника не уничтожит теплоты человеческого сердца. Никто не может наделить машины сердцем, без которого нет настоящего врача, нет врачевания, нет понимания чужого горя и страдания.
Верно подмечено, что техника, автоматика, ЭВМ — это чудо, но личность человека еще чудеснее. Компьютеру безразличны личность больного, страдающего от боли, его внутренний мир. Компьютер не мыслит, а реагирует, не аргументирует, а фиксирует.
Самая совершенная медицинская аппаратура лишь помогает врачу, но не может его заменить. В своем стремлении помочь больному врач, разумеется, применяет технические средства, являясь при этом ведущей фигурой, решающей его судьбу.