«У кого могла подняться рука уничтожить целую семью, убив родителей и детей? — думал я, глядя на фотографии жертв теракта на сайте израильской газеты «Едиот Ахронот». — Нет, люди не могли совершить такого, это звери ворвались в дом и зарезали Уди Фогеля 36 лет, его жену Рут 35 лет, двух сыновей — Йоава 11 лет и Эльад-Бена 3 лет и трехмесячную дочь Адас».
Открыв сайт CNN.com, я был неприятно удивлен иллюстрацией статьи о теракте. Вместо детских лиц — жертв теракта — на меня смотрели израильские солдаты с автоматами. На чьей стороне симпатии редактора новостей американского телеканала, который выбрал иллюстрацией теракта против евреев фотографию «израильских агрессоров»? Возможно, он не поместил фотографии семьи Фогель, чтобы не вызвать сострадания и симпатии к убитым евреям-поселенцам.
Мои опасения подтвердились, когда я прочитал заголовок статьи: «Члены семьи убиты в результате того, что израильская армия называет «террористическим актом»». Почему «террористический акт» взят в кавычки? Неужели лишь израильская армия называет это убийство терактом? В статье упоминалось, что «intruder» — взломщик — проник в дом семьи Фогель, в то время как слово «террорист» не употреблялось вообще.
Но ведь это совершенно искажает суть статьи, вызывая сомнения у неосведомленного в вопросах ближневосточной политики читателя: может быть, это и не теракт, а просто криминал? Думаю, что эта «политкорректная» публикация CNN вдохновила министра Палестинской автономии по делам поселений Махера Гнейма заявить веб-сайту Qudsnet, что убийство семьи Фогель, возможно, совершили сами поселенцы: «Этот инцидент выгоден только поселенцам, что означает, что они могли создать для себя этот предлог».
В конце декабря 2010 года CNN сообщил о нападении двух вооруженных ножами мужчин на двух женщин недалеко от Иерусалима, опустив всего одно слово — «арабы». И наивный читатель мог подумать, что речь идет не об арабском терроре, а о криминальном нападении мужчин, возможно, евреев.
Нет ничего удивительного в том, что глава правительственного пресс-бюро Израиля Орен Хельман направил письмо администрации CNN с требованием извинений за трансляцию тенденциозного репортажа о теракте в поселении Итамар, подчеркнув, что «есть границы непрофессионализму и тенденциозному освещению столь очевидного события».
Впрочем, очевидное отнюдь не всем очевидно. BBC, например, также использовала слово «intruder» — взломщик, а не террорист. В своих комментариях британский канал последовательно употребляет слово «боец», а не террорист, пытаясь предстать нейтральным и политкорректным.
На мой взгляд, такая позиция не только наносит ущерб Израилю, но и подвергает опасности само существование западной цивилизации. Как можно победить исламо-фашистский террор, развернувший непримиримую войну всему свободному миру, не называя врага по имени? Могли бы союзники победить Гитлера, не называя фашистов врагами? Политкорректность приемлема, если используется для того, чтобы не унижать людей. Однако политкорректность превращается в беспринципность, равнодушие, умиротворение зла, если используется для того, чтобы уравнивать жертв с палачами или добро со злом.
В некотором смысле позиция равнодушных журналистов представляет собой большую опасность, чем само зло, ибо лишь с их молчаливого согласия продолжают вершиться преступления.
«Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить, — писал еврейский писатель Бруно Ясенский. — Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия на земле творятся предательства и убийства»…
Суббота перед праздником Пурим называется шаббат «Захор!» — «Помни!» — ибо в синагогах читают отрывок Торы, повествующий о вероломном нападении амалекитян на евреев: «Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда вы вышли из Египта, как он напал на тебя в пути и перебил всех ослабевших…» (Шмот, 25:17).
Почему призывающая не мстить и не помнить зла Тора обязывает нас помнить о зле Амалека?
Если мы не хотим, чтобы трагедии повторялись, мы должны научиться видеть разницу между добром и злом. «Любящие Всевышнего, ненавидьте зло!» — писал царь Давид в своих псалмах. Лишь искренне любящий добро найдет в своей душе силы сокрушить зло.