Одиночество вдвоем

— Моя жена обратилась ко мне с просьбой, она хочет, чтобы мы пошли к семейному консультанту, — поделился со мной знакомый.
— И что же ты ей ответил? — поинтересовался я.
— У меня проблем нет, я не пойду. Проблемы у тебя — ты и иди!
— Честно говоря, мне твой ответ кажется жестоким. Разве ты не можешь выполнить ее просьбу хотя бы из сострадания к ней?..
Впрочем, заявления типа «это ее проблемы — пусть она и идет» — отнюдь не редкость…
— Несмотря на все мои достижения в карьере, успехи в бизнесе, я не ощущаю радости жизни, — пожаловался молодой человек раву Элиэзеру Тауберу (Thoughts for the Jewish Home, c. 74).
— Как твои отношения с женой? — поинтересовался раввин.
— У меня нет никаких проблем с ней, но у нее есть проблемы со мной. Она часто пребывает в унынии и печали.
— И ты говоришь, что это ее проблемы, а не твои? Если бы у тебя болела рука, ты бы тоже сказал: это не мои проблемы, а проблемы моей руки? Муж и жена являются двумя половинами одного целого. И ты должен ощущать ее боль, как свою собственную!..
«Нога мой жены нам болит!..» — сказал рав Арье Левин, когда привел свою жену к доктору. Эта поучительная история приводится в книге «Праведник нашего времени». Впрочем, я удостоился услышать ее от внука легендарного праведника рава Авраама Кугеля, который преподавал Тору в иерусалимской иешиве «Швут Ами».
«Муж и жена подобны правой и левой руке одного тела!» — писал рав Авраам Корелиц, известный скорее по названию своей книги «Хазон Иш». Впрочем, это единство между супругами не дается им на блюдечке с голубой каемочкой, к нему нужно стремиться, прилагать усилия, выполняя указание Торы: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к своей жене, и станут они одной плотью» (Берешит, 2:24).
«Нехорошо человеку быть одному», — и эти слова Торы относятся не только к тому, кто еще не женат, но и к мужу, который одинок в своем браке. «Тот, у кого нет жены, живет без радости», — утверждают мудрецы Талмуда (Иевамот, 6).
Обретя единство, муж и жена обретают радость. «Учил рабби Акива: Если мужчина и женщина удостоились, то между ними есть присутствие Всевышнего — Шехина, если же не удостоились, огонь поедает их», — утверждает Талмуд (Сота, 17). Рабби Меир, ученик рабби Акивы, объяснил слова своего великого учителя: «Буква йод слова «иш» (мужчина), и буква хей слова «иша» (женщина) составляют две буквы Имени Всевышнего. Потому, если мужчина и женщина удостоились, Всевышний и его благословение с ними. Если же они не удостоились, то Всевышний их покинул, но зато кроме букв йод и хей в этих словах остались две другие буквы, алеф и шин, составляющие слово «эш» — огонь, который пожирает супругов.
В указании мужу «прилепиться» к жене Тора употребляет то же слово, что и в заповеди «прилепиться» к Всевышнему, что означает приблизиться духовно, стремиться обрести единство.
«Прилепляющийся к жене прилепляется к Всевышнему, Шхине — Б-жественному присутствию», — заключает книга еврейского мистицизма «Зохар».
Не случайно строительство семьи приравнивается мудрецами к строительству Храма, ибо Всевышний пребывает в семье и в Храме…
«Вот исчисления Храма — Храма свидетельства» (Шмот, 38:21). В чем смысл слов «Храма свидетельства»? «Строительство Храма — Мишкана в Синайской пустыне — свидетельствовало о том, что Всевышний простил народу Израиля грех Золотого тельца, ибо Шехина — Б-жественное присутствие — пребывает между ними».
Б-жественное присутствие пребывает не столько в Храме, сколько среди людей, которые удостоились обрести единство.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора