Тяжкий грех — говорить плохо обо всем еврейском народе в целом.
«Собрали Моше и Аhapoh собрание у горы и сказал он (Моше) им: слушайте теперь, вы, бунтовщики» (Бемидбар, 20:10).
Мидраш утверждает, что глава еврейского народа должен быть очень внимателен, выбирая слова, с которыми обращается к народу. Согласно одному из мнений, за то, что Моше назвал собравшихся «бунтовщиками», ему было сказано: «За это ты не введешь это собрание в землю, которую Я дал им» (стих 12).
Мидраш указывает на величие Моше: «Обычно, если кто-то имеет с кем-либо дело, а тот на него сердится и им недоволен, то он оставляет этого человека и не хочет больше вести с ним дела. А Моше, хотя он был наказан из-за сынов Израиля (когда они требовали от него воды, из-за этого он сделал ошибку, и ему не было позволено войти в Эрец Исраэль), все же не отказался их вести дальше и продолжал оказывать им помощь. Он продолжал делать все, что в его силах, чтобы они смогли войти в Землю Израиля: «И Моше послал посланников…» (Бемидбар-раба).
«И послал Исраэль посланников к Сихону, царю эмореев, говоря…» (Бемидбар, 21:21).
Мидраш говорит, что есть много заповедей, которые Тора обязывает нас исполнять, когда представится случай, но от нас не требуется активно искать возможностей их исполнить: «Если окажется перед тобою гнездо…» (Дварим), «Если встретится тебе бык твоего врага…» (Жмот, 23:4); «Если увидишь осла того, кто тебя ненавидит…» (Шмот); «Когда будешь сбивать маслины с твоего дерева…» (Дварим); «Когда собираешь виноград со своего виноградника…» (там же).
Во всех приведенных примерах из Торы мы должны исполнять эти заповеди тогда, когда для этого сложатся обстоятельства, но нет необходимости специально создавать или искать ситуацию, в которой вы сможете исполнить эту мицву.
hилель сказал: «Будь учеником Аhарона: люби мир и преследуй мир, люби людей и приводи их к Торе» (Пиркей авот).
Рабби Хаим Паладжи организовал в Измире общество по установлению мира и гармонии между жителями города. Если между людьми или разными группами возникал конфликт, то сразу посылали улаживать его одного из членов этого общества. Все, кто присоединялся к обществу, принимали на себя обязательство, что не будут говорить резко и сердиться, даже если кто-нибудь станет их ругать или ударит (Рав Хаим Паладжи усварав). Двое грубиянов поссорились, и рабби Хаим из Воложина пытался уладить их разногласия. Когда кто-то заметил, что не стоит раву Хаиму унижаться, имея дело с такими людьми и их ссорами, он ответил: «В Талмуде (Йома) сказано, что, завершая молчаливую молитву (Шмоне эсре), мы делаем три шага назад и произносим благословение о мире (шаломе). Другими словами, ради мира человек должен отступить назад» (Иудаизм. Мысль и легенда).
Из книги рава Зелига Плискина «Люби ближнего»
Перевод Гедальи Спинаделя