КОМУ ВЕРИТЬ?

Примерно 5000 лет назад, некто Ной разочаровался в современном ему мире, получил, как утверждается, известие о его гибели от грядущего потопа, и построил корабль, с помощью которого единственный спасся, со всеми домочадцами, из тогдашнего человечества

примерно 4000 лет назад, шумериец Авраам разочаровался в тогдашней религии, к которой прямо отношение имел и его собственный отец, и ушел из Ура Халдейского, проделав путь через весь Ближний Восток, до самого Египта. Спустя примерно 700 лет, некий фараон разочаровался в тогдашней египетской религии, попробовал ввести культ единого Бога Солнца, но был засаботирован и кончил печально. Примерно в то же время, потомок Авраама Моисей, выросший при дворе другого фараона, разочаровался в справедливости уклада жизни своей страны, совершил преступный—с точки зрения тогдашних законов, разумеется—поступок, убив надзирателя за рабами, убежал из Египта в пустыню,вернулся спустя много лет, устроил в своей теперь уже бывшей Родине революцию с последующим исходом из неё крупной и, как представляется, весьма экономически полезной этнической группы, с самим Моисеем во главе; привёл её в пустыню, где когда-то жил сам, и подготовил к вторжению в Ханаан, в том числе посредством заповедания своему народу некоей Книги, как утверждается, авторства самого Создателя Мира. Ближайший ученик и преемник Моисея, Иегошуа Бен Нун, как известно, довершил миссию
Ещё через где-то полтысячи лет, созданное огромными усилиями Еврейское царство раскололось надвое, из-за споров религиозного, экономического, политического и прочего характера. Интересно отметить, что когда, например, его наследников—Израиль и Иудею-раздирали беды, спор об их причинах часто шел вокруг вопроса, следование какой религии-«исконно» еврейской, или привнесенным извне верованиям других народов— был этих бед причиной. Победившая вроде бы в этом историческом соревновании сторона традиционно утверждает первую отчку зрения, но порою, в частности сегодня, кажется что и сама эта победане окончательна, и доводы не всегда стопроцентно убедительны

Примерно ещё через полтысяцйи лет, в далёкой Индии появился некий принц, поставивший под сомнение традиционную на тот момент для этой страны религию, построивший на её фундаменте нечто новое, и снискавший популярность среди правителей, включая царя Ашоку, первого всеиндийского государя, подарившего последователям этого принца много земли, сокровищ и т.д. Кстати, интересно отметить, что по многим мнениям, именно эти дары обескровили государство, его, как сейчас выражаются, бюджет, и всеобщее просветление индусов кончилось державным крахом

Ещё через лет двести, в Иудее появился некий деятель, вроде бы действовавший в рамках еврейской религии, но в результате ставший центральной фигурой совсем другой веры, чьи отношения с «материнской религией» последующие 2000 лет были, мягко говоря, трудными. Потом, последователи этого деятеля стали делиться на секты, церкви, учения, с кульминациями в 1054м году, когда два главных иерарха этой религии прокляли друг друга со всеми своими последователями, структурами и т.д.; и спустя ещё 500 лет, когда выходец из Западной ветви этой религии подверг сомнению, а потом и уничтожающей критике состояние дел в ней, вплоть до объявления её Исчадием Диавола, и основал ещё одну конфессию

Попутно с этим, в землях близких к историческому центру иудаизма, появился ещё один лидер, основавший третью религию, вышедшую из «семени Авраама»; чьи соратники, в свою очередь, не стали ждать даже одного столетия,а передрались сразу же после его смерти. Так до сих пор и дерутся. Примерно тогда же, в Вавилоне, или том что от него на тот момент осталось, появилось учение выходца из «кошерных», «корневых» евреев, решившего что их религия обросла излишними наслоениями, и потеряла изначальную чёткость. Его последователи тоже по мере слабых сил, дерутся с «талмудистами» уже болеетысячи лет

Все эти события в религиозной жизни человечества предсказуемо вызывали скепсис многих, особенно наиболее критически и свободно мыслящих людей; в результате чего появилось течение мысли, отрицающее религию в принципе. И всё бы ничего, да попытка создать общество целиком основанное на этой идее, кончилась возведением отрицания религии в ранг самой религии, заодно погубив больше народу, чем сам предмет борьбы. Параллельно атеизму, в мире за последние пару столетий появилась масса учений, как входящих так и выходящих за рамки традиционных религий. Сознание Кришны, Свидетели Иеговы, Мормоны, Муниты, Бахаи—несть им числа!

В свете всего этого, рождается вопрос: а кому верить-то? На каждое утверждение что существующая религия прогнила, и нужна новая, можно ответить, что прогнил сам автор такого утверждения; тогда, самой истинной дилжан будет считаться та система воззрения, которую исповедовали, например, современники Ноя. Кто знает, может он сам был вредина каких мало, а потоп устроил специально, по принципу Жириновского: «ночью наши учёные чуточку изменят магнитное поле Земли, и твоей Америки(Вавилонии, России—нужное подчеркнуть) не станет! Если считать бунтом и следствием недостаточных знаний любое выступление против существующей власти и порядка вещей- а многие, в частности в нашей среде, среди авторов и читателей газеты и сайта, похоже так и считают— продвинуться ни в каком направлении ни в одной сфере жизни будет невозможно. да видимо, и ненужно. например, если некий момах Лютер возмущается «моральной коррупцией» Ватикана, практикой продажи индульгенций, оргий в Соборе Св. Петра и т.д., ему можно ответить и что негоже совать нос в чужие дела, и что он сам педофил(говоря, это так и было), и что не всё что сказано в Писании, надо понимать буквально; каждому своё: отшельникам аскетизм, прочим—великолепие храмов и картин..ну а уж кто дал право рабейну Гершому запрещать евреям многоженство в 11м веке, так и просто непонятно!

Я знаю, что каждая религия может привести в свою пользу много доводов; но честно говоря, ни один меня до сих пор не убеждал целиком; все они, как правило, являются тем что можно назвать косвенными уликами, и в момент серьёзных испытаний веры, люди очень часто на таких уликах построить действительно сильное убеждение не могут. многие перескакивают от одной веры в другую— например, один мой знакомец переходил стабильно от «просто» иудаизма к ХАБАДу, затем в христианство, и наконец, в ислам(а сейчас, возможно, перешел ещё куда-то). Да, у иудаизма имеется считающийся многими «убийственный довод» о свидетельстве дарованиай Торы 3 миллионами людей— но и здесь есть к чему, при желании, придраться; а критический ум мой такое желание зачастую проявляет. Например, насколько я знаю, документа написанного или ещё как-то запечатлевшего Синайское Откровение, нету; самый древний из известных сегодня существующих свитков Торы датируется примерно пол-тысячей лет позже; также как нет и свидетельства из первых рук(уст, глаз) о кормёжке Иисусом толпы из 5 тысяч двумя хлебами и тремя колба..извините, рыбами. В замечательной песне Гребенщикова «Поколение дворников и сторожей» есть фраза, которая прекрасно суммирует моё отношение к подобного рода «железным свидетельствам»: «Наши отцы не солгут нам: они не умеют лгать. Как волк не умеет есть мясо, как птицы не умеют летать»

Но даже если доводы в пользу истинности конкретно еврейского учения, его истоков могут быть убедительны, вся последующая наша истроия вызывает огромное подозрение, что толи что-то не так было собщено, либо что-то не так было понятно— а переспросить вроде как возможности и не было. Если всё было «схвачено, за всё заплачено»—как же распалось столь славное Древнееврейское царство Саула, Соломона и Давида? Если они были такие молодцы(хотя странно, что самый миролюбивый и мудрый царь Шломо начал правление с убийства своего брата Адонии, а кончил чуть ли не венерический болезнью от инокровных жен и наложниц)—как им на смену пришли нечестивцы и глупцы Реховам, Яровам, Менаше и прочие? Как могли в самые решающие моменты нашей истории раввины и другие мудрые люди, которым дана власть толковать Слово Б-жие, ошибаться в случаях с бар-Кохбой, Шабтаем Цви, Герцлем и т.д.? где же здесь Б-жественное наставление? я понимаю, на Б-га надейся а сам не плошай—но чтобы до такой степени Творец устранялся, когда его избранникам плохо, и сваливал всю вину на них самих? Тут уж поневоле станешь как минимум агностиком; а как максимум, большевиком. или хотябы мормоном, у которых в Книге имени их сказано, что монархия плохо, ибо правитель часто вводит свой народ во грех. Какой контраст с ответом, данным одним моим религиозным другом-евреем, на вопрос почему в нашей истории часто грешат и просто ошибаются цари и другие лидеры, а страдает весь народ: мол, царь есть «шлиях», представитель народа перед Б-гом; и если согрешил он, это лишь значит что в чём-то(в чём, обычно конкретно не говорится) виновен весь народ

Bобщем, как в том фильме: «красные не кормят, белые не кормят, зелёные не кормят..» Так кому же верить? А ведь верить хочется; иначе я бы и слово «Б-г» через чёрточку и с большой буквы не писал

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Алекс Якубсон

Парадоксов Друг
Все публикации этого автора

14 thoughts on “КОМУ ВЕРИТЬ?

  1. Отличная статья для «начинающего задавать вопросы на Пейсах». Сколько народу ищет материальных «доказательств существования Б-жия»! Или на худой конец НЛО, духов, «того света», и прчяя и прчяя! А может, быть пока мы материальны, то Б-г от нас все эти доказательства прячет, как возница морковку от ишака — главное, чтоб ишак «пер в перед», а не махнул на все копытами и уперся?
    В общем я бы еще чего спросил — «да на одной ноге» в 600 знаков не влезу…

  2. Специально для Вас, Алекс!

    Если хотите писать длинные комментарии, а вы непременно хотите, пишите все в каком-нибудь другом месте и просто копируйте содержимое в окошко комментария.

  3. \»но чтобы до такой степени Творец устранялся, когда его избранникам плохо, и сваливал всю вину на них самих? Тут уж поневоле станешь как минимум агностиком…\»
    По этому поводу очень здорово написано у Рабби Ицхака Кирзнера в книге \»Making sence of suffering\». Имеется в еврейских магазинах и еврейских библиотеках. Пока на English. Почитайте — тaм всё очень подробно объясняется. По-русски эта книга может выйти, насколько мне известно, во второй половине этого года.

  4. но таких книг у всех религий масса, некоторые я даже читал. и не могу сказать что они меня убеждают. страдания надо не обосновывать, их надо стремиться сократить. их всегда будет много, и бедный в народе не переведётся, и умирать люди будут ещё долго—но это не значит что надо оправдывать несправедливости, тем более что сама Тора как-раз полна примерами вовсе не смирения, а поиска ответов в духе Иова, и просто насильственных но праведных поступков Давида, Моше, Маккавеев, Самсона и многих других. а нас участ, и опять же не только иудаизм, \»прощать, \»терпеть\», \»понимать\» и т.д. хотя тот же Соломон сказал, что есть время и для мира, и для войны. Алекс, для меня главным доказательством верности религии будет, когда я увижу что \»всё идёт по плану\». Но я не ишак, и большинство других людей тоже; мы из другого отряда млекопитающих, и бесконечно вестить куда ведут не хотим и не можем. тем более что куда ни ведут, приводят почти всегда туда же

  5. \»…страдания надо не обосновывать, их надо стремиться сократить…\»
    Неверная позиция. Вы сначала почитайте, а потом, если хотите, обсудим, ОК?
    Что же касается других религий и их книг — то пусть этим интересуются представители других религий. Но ведь нас-то с Вами интересуют постулаты иудаизма, а не поиски \»правильной\» (читай — удобной для меня-любимого) религии, верно? Кстати, там, в книге много чего интересного и про Йова написано, как классического \»страдателя\».

  6. \»…для меня главным доказательством верности религии будет, когда я увижу что \»всё идёт по плану\»…\» -Вы никак не можете знать ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЕТ Е-Г-О ПЛАН. Он даёт нам возожность с помощью глубокого изучения \»матчасти\» приблизиться к пониманию того, чего Он хочет от нас. Но понять Его планы? Ещё ни одному смертному это пока не удалось. И я не думаю, что это получится у Вас.
    \»…тем более что куда ни ведут, приводят почти всегда туда же…\» А это смотря кто ведёт — насколько \»ведущий\» знает правильную дорогу. Ленин, якобы, тоже говорил: \»Верной дорогой идёте, товарищи!\» 🙂

  7. но Он сам очень часто говорит, что защитит, даст дождь и т.д., если люди будут следовать Его путями. и—либо не выполняет обещанного, либо не даёт людям чёткого понятия о правильном пути; и при этом ведёт себя как свирепый, взбалмошный родитель, вроде отца Леопольда \»Баттерса\» Стотча из \»Саут-Парка\». кстати, вы в курсе что хасиды в своё время, создали этакий \»ритуал\» вызывания Вс-вышнего на \»суд\», с вопросом о том Когда же будет Избавление? увы, что до рекомендуемой вами книги, я не думаю что очень скоро до неё доберусь. поэтому предпочёл бы беседовать исходя из информации и материалов, уже известной нам обоим. А то я вероятно тоже кое-чего читал, чего не читали вы, хотя наверное и меньше. И да, я в первую очередь стремлюсь найти истинную веру, и привлекательность иудаизма, думаю, всегда была именно в том, что его \»претензия\» на истинность при всех проблемах, весьма серьёзна, особенно в сравнении с другими. с чего бы столькио людей стало ради него воевать и умирать, порою ужасными смертями, как не из-за его истинности?

  8. Для ответа на ваш вопрос достаточно посмотреть фильм \»Семнадцать мгновений весны\». Там Мюллер Штирлицу точно ясно объясняет, что ему единственному можно верить. Так кто вам ещё нужен? Или вы ждёте ответа от читателей \»Еврейского мира\»?
    Могу только заорать, как Станиславский: \»Не верю!\» И если я задам такой вопрос, то в ответ получу такой же хор, но уже вместе с вами. Ответ на этот вопрос каждый даёт себе сам и сам себя убеждает в своей правоте. Поэтому постарайтесь принять, что вся эта история нужна была Б-гу для доказательства таким, как вы, вечности еврейского народа. И другим народам тоже.

  9. Ладно, раз дискус пошел, то уломали меня каменного на следующие вопросы. А что, если разные веры в разных народах служат одной, первой цели — милостиво «дать входящему — пригласительный билет на путешествие в Поле Чудес»? А может, какую уж дорожку он там выберет — это от свободы выбора зависит? Зашорит ли глазки, попрет рогом «истину просвещать» (как какой-то муха-джин) или искать любовь к добру — как раз Там, В Поле, это все и проявляется?

  10. \»что до рекомендуемой книги, я не думаю что очень скоро до неё доберусь. предпочёл бы беседовать исходя из информации, уже известной нам обоим\»
    Я не исключаю, что могу в вопросе, связанном, скажем со страданиями, знать больше Вас. (А Вы можете знать больше меня в других вопросах). Но это не означает, что дискуссия о, скажем, теории относительности с человеком, который о ней не слыхал, будет плодотворной. Вы задаёте много хороших и интересных вопросов. Вам говорят, где можно найти на них ответы, Вы заявляете, что искать ответы в тех источниках так скоро не будете. Зачем же спрашивать?

  11. надеюсь хотябы не в Стране Дураков? 🙂 реб(или рав) Ицхаков, а потому что почему бы вам своими словами не сказать то, что вы нашли, а мне неохота искать, у указанного вами автора? что до страданий, то я не исключая что бы можете знать о нихы больше, чем я; но также отнюдь не исключая совершенно обратного

  12. \»почему бы вам своими словами не сказать то, что вы нашли\» Аlex, Вы предлагаете мне в 600 знаков уложить информацию целой книги? Да ещё по такому кардинальному вопросу, как причины человеческих страданий? Вы серьёзны в своём вопросе? Человек, доискивающийся истины не остановится перед тем, чтобы потратить несколько часов на прочтение книги (я надеюсь, Еnglish не является для Вас проблемой). Стремление к поиску сути тоже ведь характеризует человека, не так ли? Я почему-то верю в Вас. BTW, я далеко не рав. Можете просто называть меня А.Ицхаков.

  13. Познать ИСТИНУ невозможно!
    Благославен тот, кто всегда в процессе ПОИСКА!

  14. ну вот Рав Гиллель уложил весь смысл Торы знаков в 60 :)) мне как-то неудобно называть человека просто \»А.\», и тем более по фамилии. я вам не прапор, вы мне не салака, и здесь вам не тут 🙂 если нетрудно, сообщите своё полное имя

Comments are closed.