В Торе есть странный эпизод. Когда Моше разговаривает с Б-гом у горящего куста, Моше спрашивает: «Какое Имя Б-га использовать при обращении к евреям?» И Б-г говорит свое Имя: «Йехъе ашер йехъе», что можно перевести как «Я буду то, что Я буду».
Неискушенный читатель не увидит в этом имени ничего особенного. Тем не менее в нем содержатся многие секреты. Недавно даже был выпущен фильм «Код Моисея», посвященный этому имени (см. www.mosescode.ru).
Еврейские мудрецы говорят следующее: в этом имени сокрыт секрет того, как организовывать свои взаимоотношения с Б-гом и как относиться к влиянию Б-га на нашу жизнь.
Представим себе, что человек делает что-то, что Б-г хочет от нас. В результате через какое-то время в нашей жизни происходит событие, которое приносит нам пользу. Это может быть «случайная» встреча с нужным человеком, это может быть хорошее настроение начальства, когда вы приходите к нему с важной просьбой, это может быть «наугад» открытая книга, в которой вы обнаруживаете ответ на важный вопрос. Психолог К. Юнг назвал эти явления синхронией и объяснял как проявления духовных миров.
Какова особенность этих ситуаций? В них всегда можно найти «земное» объяснение или сказать, что это «случайность». Можно сказать, что Б-г не навязывает Себя человеку.
Интересно, что в современных PR-кампаниях происходит обратное. Человек делает немного, но растрезвонивает о своих «добродетелях» по всему миру. Иногда даже вкладывает в само дело меньше ресурсов, чем в публичное прославление этого дела. Это является одним из основных источников прибылей масс-медиа.
Почему Б-г поступает наоборот — делает много, но скрывает свое участие?
Для Б-га один из самых главных аспектов — наш Свободный Выбор. Мы сами или отвергаем роль Б-га в событии (убеждая себя в случайности), или решаем признать Б-жественное участие в событии. Признав участие Б-га, мы можем «послать» Б-гу нашу признательность и в результате «подружиться» с Творцом Мира или даже стать Его «партнерами».
Подобные сокрытия часто присутствуют и в психодуховных практиках. Приведу интересный пример. Когда Ефим Свирский проводит со мной сеанс терапии, обычно через 2-3 дня я замечаю эффект от сеанса. Но что интересно, практически всегда в эти 2-3 дня происходит еще какое-то событие, которое тоже влияет на эффект, и в результате всегда возникает выбор — признать, что это терапия помогла или сработал другой фактор. Таким образом, в духовных практиках свобода выбора в признании эффекта от практики — неотъемлемая часть процесса. Кстати, можно сказать и так: что практика «притянула» второе действие и произошло двойное влияние — прямое и опосредованное.
Кто такой циник? Это человек, который принципиально не верит во влияние Высших Сил, если ему не предоставят явных доказательств. При этом он еще и высмеивает тех, кто верит. В этом его «самозащита».
К сожалению, многие русскоязычные евреи заразились цинизмом, живя в Союзе, в качестве противоядия против совковой пропаганды. Это помогало им не быть одураченными идеологической системой.
Но приехав в Америку и избавившись от совковой системы, наши евреи не избавились от цинизма. И привычно отвергают и высмеивают еврейские знания, так же как раньше отвергали советскую пропаганду. Совок умер, а цинизм остался.
Интересно, что главный негативный персонаж Пурима Аман в мистических комментариях рассматривается как «червь сомнения», преграждающий наш путь ко Вс-вышнему.
Оппонентом цинизма является искренность — наша искренняя вера в то, что Вс-вышний принимает участие в нашей жизни.
В последние годы во всем мире (и не только среди евреев) разрабатывается множество практических упражнений и медитаций, которые позволяют сознательно «вырваться» из цепких лап цинизма и «включить» нашу искреннюю веру. Это не просто словесные описания, но очень эффективные методы. Когда эти методы интегрируются с еврейской традицией, то это резко усиливает эффект от нашего соблюдения заповедей, т.к. заповеди — это и есть то, что Б-г хочет от нас.
И выполняя каждую заповедь с внутренним искренним желанием выстраивания отношений со Вс-вышним, мы начинаем воочию видеть то благословение в жизни, которым нас одаряет Творец Мира, посылая нам и здоровье, и успех в работе и семейной жизни, и многое другое, чего я желаю всем читателям газеты.