В годину «интересных событий»

Надо учиться у арабских братиков. Что бы ни происходило — хоть «грабь награбленное!», хоть «мочи колонизаторов!», хоть «руки прочь от наших белых и пушистых!» — фундаменталисты прибирают власть. Вот это последовательность! Сегодня это единственно реальная, слаженная и имеющая идеологию сила мусульманского мира. Их государства слабы, неорганизованны, но сильны народной идеей. Как сказал один француз, «на миг побеждают интересы, надолго — идеи».
Западные демократии вновь демонстрируют слабость, неспособность бороться за свои принципы. Причина элементарна: принципов, по сути, почти нет. Не хватает только Чемберлена, чтобы воскликнуть, как в 1937 году: «Я привез вам мир!» Аж до начала войны в 1938-м.
За что сражаться? Комфорт и спокойствие — вещи, несомненно, приятные, но недостаточный стимул для героизма. Демократия — извините, это только система управления обществом. Способ, а не цель. «Постсионизм», «постимпериализм»… Против монотеизма (не «пост»), даже когда он щеголяет в дикарских, мародерских одеждах, все эти потерявшие цель и оправдание игрушки долго не выдержат.
Я пишу эту главу заранее, в конце января. Посмотрим, что произойдет к моменту публикации. А пока откроем Тору и поищем наш, еврейский ответ на череду «жасминовых революций». Вы знаете, на Востоке жасмин иногда добавляют в мясные блюда — не хочется оказаться в них шаурмой или гарниром.
Наша глава — единственная в Торе (после рождения Моше), где его имя не упоминается. Попросил он: «А если не помилуешь народ, сотри меня из Своей Книги». Сказано — сделано. Представляете силу благословения праведника, если так работает невольное проклятье!
Главу начинает описание Меноры, храмового светильника. Любопытно, что слово «катит», «выбитое» (масло для светильника), Тур разделяет на две части. Каф-тав — с гематрией 420 и тав-йуд — с гематрией 410. 420 и 410 — это годы существования иерусалимских Храмов.
Само же описание Меноры перекликается с устройством Ковчега Завета (из предыдущей главы «Трума»). Они дополняют друг друга. Менора символизирует свет чистого разума, мозг. Ковчег Завета намекает на праведника — «сердце народа», хранителя Б-жественного Закона. Все размеры Ковчега Завета были дробными: полтора локтя, два с половиной… Согласно Туру, это означает, что праведник должен «располовинить», преуменьшить себя перед людьми. Горделивая уверенность в правоте, характерная для наших «кузенов», настоящему лидеру народа совершенно противопоказана. Наш учитель Моше — «скромнейший из людей».
Еще один намек мы найдем в рассказе про «урим и тумим» — камни на нагруднике Первосвященника. Буквы, высеченные на них, вместе составляли непроизносимое «72-буквенное имя Б-га». В середине XX века так — «урим и тумим» — наши мудрецы прозвали Хазон Иша. Духовный лидер евреев Израиля мыслил предельно четко и заглядывал далеко. Люди видели, что в нем буквально воплотился пасук: «И будет Имя Мое начертано на тебе».
Ни слова про стрелы и мечи. Еврейский ответ на угрозу — не политики и генералы. Все равно, стибрили они соседский огород или нет.
В военное время растет важность верного руководства. Дисциплина и подчинение становятся неизбежными — иначе хаос и поражение. Но если вы послушаете, что сегодня говорят даже очень умные «светские» и «полусветские» евреи… Кто во что горазд. Нет ясности в понимании ситуации. Нет идей, кроме идеи самосохранения. Фразу же кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!», которую от бессилия все чаще выкрикивают, мы обсуждать не будем. В эту игру пусть играют Обама с мадам Меркель. «Один пишем, два в уме»… Много говорить, чтобы ничего не сказать, обещать райские кущи с мыслью: «А там посмотрим»…
Единственное, что есть в руках у евреев — Тора. А то, что дух сильнее пушек — посмотрите на наших «добрых соседей»… И направить народ в критическую эпоху могут только знатоки Традиции.
Сегодня основная функция раввина — установление практического закона. Ясное мировоззрение и знание духовной реальности — вещи нередкие в «раввинском сословии», но это более индивидуально. Люди разные. Непросто человеку найти и «своего» учителя, к кому бы он чувствовал полное доверие.
Однако полезно знать вот что. Закон — это и есть основа еврейской жизни. Именно следование ему приносит нам защиту и благословение Создателя. А в награду за помощь людям Б-г нередко дает знатокам Торы особую прозорливость. Раввин, конечно, может ошибиться, но тот, кто полагается не на Слово Б-га и мудрость поколений, а единственно на свой ум и мнение собственной «компашки», ошибается чаще. Раввины могут спорить, но и при этом единая основа, единый Закон все-таки сближает народ. Скорее, чем, как сказано в Книге Судей, если «каждый судит по-своему… под своей оливой». Пока же мы называем «демократией» бестолковый беспорядок, при котором силы евреев не складываются, а самоубийственно вычитаются.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора