Недавно я попросил добровольца организации «Анонимные алкоголики» помочь одному человеку. Несмотря на снежную бурю, парализовавшую движение транспорта в Нью-Йорке, он сел в машину и поехал на другой конец города, чтобы поделиться своей историей борьбы с алкоголизмом. «Благодарить должен я, — ответил он на мои слова признательности. — Предоставляя мне возможность помочь людям, вы помогаете мне!»
«Как реагировать на слова благодарности? — вспомнил я совет рава Меира Ходоша, духовного руководителя иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме. — Следует отвечать благодарностью на благодарность! Благодаря за представившуюся возможность помочь нуждающемуся, мы «возвышаем» его с положения «принимающего» помощь до уровня «дающего» возможность сделать доброе дело и обрести заслугу».
«Помощь другим является обязательной частью программы «Анонимных алкоголиков», ее последним, двенадцатым шагом», — добавил доброволец «АА», как будто разъясняя мне, что его слова были не просто вежливостью.
«…Пока я лежал в больнице, я думал о тысячах беспомощных алкоголиков, — писал Билл, основатель организации «Анонимные алкоголики». — Возможно, я сумел бы помочь некоторым из них. А они смогли бы помочь другим… Ведь если алкоголик не совершенствует и не обогащает свою духовную жизнь путем работы во имя других и самопожертвования, он не сможет пройти через будущие испытания и преодолеть житейские трудности. Отказавшись от такого рода деятельности, он снова начнет пить и, конечно же, погибнет».
Одиннадцать шагов программы «АА» не спасут алкоголика от неминуемой гибели. Недостаточно осознать собственное бессилие, обратиться к Силе более могущественной, чем мы, подчинить свою волю Б-гу, бесстрашно оценить свою жизнь с нравственной точки зрения, признать природу своих заблуждений, попросить прощения у людей, которым мы нанесли ущерб, ибо, как писал Билл, «вера без дел мертва», и потому необходимо сделать двенадцатый шаг — преодолеть эгоизм и начать помогать другим людям! Лишь спасая других, человек удостаивается спасения!
«Будьте эгоистами, любите себя и помогайте другим людям, иначе погибнете!» — наставляют некоторые подопечных «АА».
«Любите людей и бескорыстно им помогайте!» — утверждают другие.
Все согласны, что необходимо помогать людям, вопрос лишь в том, какие должны быть при этом намерения. Следует ли помогать другим во имя себя или во имя любви к людям?
Очевидно, что тот, кто искренне любит людей, способен помогать им с большим энтузиазмом, принеся им и себе больше пользы. Так почему же есть те, кто призывают помогать другим прежде всего из корыстных побуждений?
Потому что они реалисты и понимают, что эгоист не способен в одночасье поменяться и начать вдруг бескорыстно помогать людям. Однако поступки являются лучшим средством исправления характера, как писал живший в XIII веке мудрец, автор книги «Сефер ахинух», «за поступками следуют сердца». Точно так же как воровство делает человека вором, так же и акт милосердия воспитывает в человеке милосердие, добрый поступок делает его добрее.
«Пусть всегда занимается человек Торой и заповедями, даже «не ради нее», ибо через изучение Торы «не ради нее» он придет к изучению Торы ради самой Торы!» — учили мудрецы Талмуда…
«Человек может начинать творить добрые дела даже во имя получения благословения, богатства или здоровья, однако он должен все же стремиться к достижению бескорыстной любви», — писал глава иешивы «Мир» в Иерусалиме рав Хаим Шмулевич (1902-1979).
Обращаясь к евреям с призывом строить мишкан, Храм в Синайской пустыне, Всевышний сказал Моисею: «Скажи сынам Израиля, чтобы взяли они пожертвование (труму — возношение) для Меня, от каждого человека, которого побудит его сердце дать доброхотный дар…» (Шмот, 25:2). Почему сказано в Торе «взяли», казалось бы, нужно было сказать «дали», ведь пожертвования дают, а не берут? Для того чтобы научить нас: тот, кто «дает» Храму, в действительности «берет».
Однако евреи не облагались обязательным налогом для строительства Храма, давали лишь те, чье сердце наполнилось любовью. Ибо строительство Храма, так же как и построение семьи, требует не только материальных вложений, но и усилий человеческого духа. Впрочем, строящие Храм строили и себя, а вознося пожертвования, возносили и Храм своей души!