Первым шагом ФИДЕ была организация и проведение турнира на первенство мира (в связи с внезапной смертью в 1946 году чемпиона мира Александра Алехина) между пятью гроссмейстерами: Михаилом Ботвинником, Василием Смысловым, Паулем Кересом, Максом Эйве и Сэмюэлем Решевским. Победителем стал Михаил Ботвинник. При президенте Кампаманесе в 1993 году от ФИДЕ отделились чемпион мира Гарри Каспаров и претендент Найджел Шорт, организовавшие свою Профессиональную шахматную ассоциацию (ПША). Предпосылкой послужило волюнтаристское решение Кампаманеса — без согласования с участниками матча Каспаровым и Шортом назначить местом проведения турнира Манчестер и установить призовой фонд в сумме одного миллиона долларов. Участники с этими условиями категорически не были согласны, о чем и сообщили Кампаманесу. Обуянный диктаторскими замашками, он в своем послании участникам поставил ультиматум: либо вы принимаете мои условия проведения матча и начинаете играть в назначенный срок, либо я лишу вас имеющихся титулов: Гарри Каспарова — чемпиона мира, а Найджела Шорта — претендента на матч на первенство мира. Этот ультиматум президента ФИДЕ произвел обратный эффект: Гарри Каспаров, пользовавшийся большим авторитетом и влиянием в шахматных и общественных кругах, привлек к себе и к предстоящему матчу внимание влиятельной компьютерной корпорации «Интел» и солидной лондонской газеты «Таймс», которые спонсировали призовой фонд матча в сумме двух миллионов долларов. Кроме того, корпорация «Интел» выделила для развития ПША семь миллионов долларов. Матч между чемпионом мира Гарри Каспаровым и Найджелом Шортом состоялся в Лондоне и закончился победой Гарри Каспарова, ставшего первым чемпионом ПША. Параллельно по решению Флоренсио Кампаманеса был проведен другой матч на первенство мира — вторыми лицами в иерархии и по правилам ФИДЕ — между экс-чемпионом мира Анатолием Карповым и Яном Тимманом. Победил Анатолий Карпов, который и стал очередным чемпионом мира по версии ФИДЕ. Флоренсио Кампаманес в течение тринадцати лет был непотопляемым президентом. Претендентом на этот пост был французский гроссмейстер ливийского происхождения Башар Куатли, видный функционер в окружении Кампаманеса. Но когда Башар Куатли готов был праздновать победу, вмешались непредвиденные обстоятельства. На шахматной олимпиаде 1994 года в Москве Гарри Каспаров как чемпион мира по версии ПША, в надежде, что Флоренсио Кампаманес организует и проведет объединительный матч между ним и чемпионом мира по версии ФИДЕ Анатолием Карповым, употребил свой авторитет и влияние для сохранения за Кампаманесом поста президента ФИДЕ. И вот тогда в результате тайных манипуляций окружения Анатолия Карпова на арене появилась фигура мультимиллионера, президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, знакомого с шахматами, имеющего первый разряд и массу идей реформировать соревнования ФИДЕ и превратить столицу своей республики Элисту в шахматную столицу мира и России или, по Ильфу и Петрову, в Нью-Васюки.
Отказался от правительства
Бывший глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов отказался стать премьер-министром республики.
Неожиданное предложение поступило к нему от нового главы региона — Алексея Орлова. Эксперты считают предложение спектаклем.
Новый глава Республики Калмыкия Алексей Орлов продемонстрировал нестандартный подход к решению кадровых вопросов в регионе: сразу после официального вступления в должность он предложил возглавить свое правительство бывшему главе региона Кирсану Илюмжинову.
Официальное «заявление-приглашение» предшественнику было озвучено во время встречи с общественностью, проводившейся Орловым в столице республики Элисте. В ходе мероприятия Орлов заявил, что экс-глава республики обладает «достаточными силой и энергией, чтобы продолжить работу на благо жителей республики, на благо великой России», и предложил ему возглавить правительство Калмыкии. Примечательно, что до внесения кандидатуры Орлова на утверждение законодательным собранием региона в этом статусе «на благо республики» трудился он сам.
Впрочем, Илюмжинов меняться с преемником местами не захотел. В ответ на предложение Орлова он заявил, что «за годы руководства регионом выполнил все обещания, которые давал», а сейчас у него «другие дела и другие планы»: с момента отставки Илюмжинов успел переизбраться на пост руководителя Международной шахматной федерации и намерен сосредоточиться на работе в этой организации, сообщает gazeta.ru.