Одним из камней преткновения для современного человека, знакомящегося с религией, является непонимание того, что же из себя представляет идея Б-га.
У многих в голове застряла стереотипная картинка дедушки с бородой, сидящего на облаке.
Мудрецы говорят, что идея Б-га должна взрослеть вместе с человеком и соответствовать степени его зрелости. «Дедушка с бородой» хорош для дошкольника, мы построим концепцию для взрослых.
Начнем с метафоры.
На любое живое существо можно смотреть двояко. Во-первых, как на материальный объект. Во-вторых, как на объект, обладающий сознанием. Представьте себе большую корову, которая, выйдя на дорогу, перегородила движение машинам. Один человек подходит к корове и начинает ее изо всех сил толкать, пытаясь сдвинуть с дороги. Второй человек — ее пастух — обращается к ней по имени: «Машка, иди сюда!» — и корова сама подходит к нему, освобождая проезд.
Первый человек видит в корове тяжелую массу, которую надо сдвинуть. Второй, зная, что корова: а) слышит; б) понимает информацию; в) может на нее среагировать нужным образом, — тратит на то же действие несоизмеримо меньшее усилие.
У коровы есть «центр управления» — сознание. Обращаясь к сознанию, мы получаем иной способ взаимодействия, чем пытаясь механически перемещать корову как материальный объект.
Эта метафора помогает понять разницу между светским и религиозным человеком.
Мудрецы говорят, что наш мир — «живое существо», обладающее сознанием. Мы условно назовем это сознание «Хозяином мира», так же как сознание человека — «хозяином» тела человека.
Б-г — это и есть Хозяин Мира, он же Сознание Мира.
Вернемся к метафоре коровы. Для общения нам важно учесть еще два фактора.
Первый — у живого существа есть воля. Второй — у живого существа есть свои соображения.
В случае общения с более простым существом (например, животным) мы можем манипулировать им, например, зная любовь этой коровы к морковке, протянуть ей морковку, и она выполнит то, что мы хотим — отойдет с дороги. Для этого надо знать логику ее мышления, более простую, чем наша.
Б-г несоизмеримо сложнее человека, поэтому пытаться манипулировать им (или претендовать на то, что мы понимаем Б-жественную логику) бесполезно.
Подведем предварительный итог.
Человек, видящий мир как множество автономных объектов, будет прикладывать множество усилий, подобно первому персонажу, толкающему корову.
Человек, знающий, что у мира есть Хозяин (Сознание Мира) будет стараться найти способ, чтобы Сознание Мира (Б-г) сделало так (повлияло на мир), как нам бы хотелось. Но мы не претендуем, что Б-г гарантированно выполнит нашу просьбу, мы скромно рассчитываем, что то, что нам хочется от Б-га, самому Б-гу тоже «понравится».
Учитывая сложность Б-га, мы должны понимать, что то, каким способом Он выполнит эту просьбу, может отличаться от нашего ожидания, поэтому мы будем просить «в общем», не навязывая Б-гу частности.
Как «понравиться» Б-гу, чтобы увеличить шансы, что Он отнесется к нашей просьбе «благосклонно»?
Нам должны искренне нравиться Его просьбы, которые мы будем выполнять.
Как любое «живое» существо, Б-г любит отвечать «взаимностью».
То, что «нравится» Б-гу, в еврейской традиции называется мицвот — заповеди.
Когда человек с удовольствием выполняет «просьбы Б-га» — мицвот, тогда Б-г с «удовольствием» рассмотрит просьбы человека. Рассмотрит, но не обязательно выполнит, если Высший Б-жественный Разум сочтет эту просьбу неуместной. Б-гу «сверху виднее».
Основное препятствие в общении с Б-гом — наше Эго, которое настаивает, что сам человек — Б-г в своей картине мира.
Есть три уровня отношений «человек — Б-г».
Базовый уровень: хозяин — слуга (раб). Чем послушнее человек, тем «добрее» его «Хозяин».
Средний уровень: родитель — ребенок. Б-г нас любит как своего ребенка, прощает ошибки, дает возможность учиться.
Высший уровень: Б-г и человек — партнеры в улучшении мира (тикун олам).
Высший подуровень этого уровня: человек «озвучивает» Б-га. Вс-вышний сам не может говорить с нами.
Раньше пророки помогали Б-гу «высказаться», сейчас это делают мудрецы.
Мудрец понимает Б-жественный план и озвучивает его. В современном мире это особенно важно, т.к. Б-г посылает нам множество посланий, а мы должны их правильно интерпретировать.
14 ноября в JCBB
состоится мини-семинар р. Ефима Свирского. Подробности — в следующем выпуске газеты.