О чём рядят мужики на завалинке?

Правильно, о прекрасных дамах. В частности, о неудобствах обращения со своей лучшей половиной. Покалякаем и мы.

Угнетаемые мужички встречают у Тура неожиданную поддержку. Как вам понравится такой его комментарий (к фразе: «и понесла Ривка, жена его»): гематрия «его жена» равна гематрии выражения «солома и огонь». Как написано: «И будет дом Якова пламенем, а дом Эйсава соломой»?

Ничего себе шуточки! Сравнить жену с «домой Эйсава» — злодея! Да не кого-нибудь, а праведницу Ривку! Между прочим, в приведённом пасуке из книги пророка Овадьи речь идёт о войнах Машиаха, в которых зло потерпит окончательное поражение. И сгорает это зло, как солома, освещая своей гибелью торжество побеждающего добра. Даже инквизиторы сжигали не всех дам, а лишь признанных «ведьмами»! Как вам мужской шовинизм?! Да до такого никакой мужик на завалинке не додумается!

Правда, осталось некоторое недоумение. Во-первых, не совсем ясно, кто это: «огонь и солома»? Это два свойства самой жены? Или один из них – огонь, а другой – солома? Кто? И странные слова подобраны: «домом Якова» именуют обычно женщин и детей, в отличие от «сынов Израля» — мужчин. Ну и заподозрить в женофобии почтенного раввина рука не поднимается. Попробуем разобраться.

Мой друг Марат Левин так комментирует первый проступок человека: почему это вообще называют «грехом Адама»? Ведь плод съела Хава и Адама заставила кушать! (Не за то ли отдуваются наши жёны на кухне, готовя кошерные блюда?) Чем провинился Адам? А вот чем: Хава захотела – и съела. Мужчине так трудно, он должен теорию придумать, оправдаться. А оправдываясь, он начал сомневаться в словах Создателя — что хуже любого свиноедства!

Надо сказать, Тора иначе объясняет наказание Адама: «за то, что ты послушался голоса жены своей…» И вторя, мудрецы Талмуда среди трёх видов «проклятых мужчин» упоминают «того, кем командует его жена». То есть, если муж выступает в роли «соломы», которую поджигает и направляет своим эмоциональным «пламенем» супруга, их костерок грозит обратиться адским пламенем. Подумав, я не обнаружил противоречия между двумя объяснениями.

Мне полюбился ивритский каламбур. Слово «мелех» (царь) можно представить как аббревиатуру первых букв слов: «мозг», «сердце», «печень». Те же буквы в обратном порядке дадут слово «клюм» — пустое место. В традиционной символике: если мозг, разум человека управляет его эмоциями, а они вместе руководят телесными отправлениями, человек – царь своей судьбы. Если же «горячая кровь» возбуждает эмоции, а разум оправдывает, обосновывает их и ищет пути удовлетворения, перед нами «клюм» – пустой человек, слуга инстинктов.

В чём была проблема неглупого Эйсава, получившего к тому же прекрасное образование в доме дедушки Авраама? Умом-то он всё понимал, да страсти пересиливали. И поэтому его ангел, духовная составляющая жизни – зло и смерть. Тело когда-то умирает, и если вечная разумная душа подчинена ему, обслуживает желания… Женщина сильнее связана с земными заботами, дом и дети на ней. Да и «женская логика» замешана скорее не на анализе, а на эмоциях. Зря Адам за ней пошёл…

И тут мой ум ищет обратную сторону. Чтобы играли белые с чёрными. Как же Б-г говорит Аврааму: «слушайся голоса Сары, жены твоей»? В заслугу праведных женщин мы вышли из Египта и позже выходили из многих других «египтов». Не исключено, именно благодаря им придёт конечное Спасение. Рав Лупьян говорил, что он знает больше Торы, чем его мать, но его мать ближе к Торе!

Логика подсказывает мне итоговый ответ. Общую стратегию, принципиальное направление жизни должен задавать мужчина, опираясь не на настроения, а на неторопливый и серьёзный анализ. А вот жизненную силу, эмоциональный огонь, как зачастую и конкретные советы и «поправки к закону» — тут без жены он впадёт в бессильное фантазирование и повторит «первый мужской грех». Женщина не столь подвержена просчётам, она просто «живёт».

…И Мордехай исполняет веления Эстер (в истории Пурима), и «слушайся голоса Сары»… Ибо «нехорошо человеку быть одному». В этом смысле роль женщины в семье – действительно «пламя и солома». Силу зла сжигает «дом Якова», пламя святой еврейской семьи. Если правильно устроен наш дом, «малый храм», это очень серьёзный аргумент в пользу быстрой отстройки большого Храма и прихода Машиаха.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора