Евреи и Земля Израиля

Каждую осень после Симхат Торы я пребываю в недоумении по одному и тому же поводу. Начав новый цикл изучения Торы, в ее первых главах я вновь сталкиваюсь с троекратно повторяющимся загадочным рассказом.

Первые два раза — про нашего праотца Авраама. «И было: когда подходил к Мицраиму, сказал он Сарай, жене своей: Вот я знаю, что жена прекрасная видом ты. И будет: когда увидят тебя мицрим, то скажут: Жена его это! — и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи, прошу (тебя), что моя сестра ты, чтобы благо мне было ради тебя, и жива будет душа моя благодаря тебе» (Брейшит, 12:11–13). Другая история, много лет спустя: «И сказал Авраам о Саре, жене своей: Моя сестра она. И послал Авимелех, царь Грара, и взял (к себе) Сару».

Поверить, что, как осторожный человек, наш праотец Авраам просто не был готов защищать свою жену, я не могу. Еще до происшествия с Авимелехом, когда армии четырех царей разгромили Содом и захватили, среди прочего, племянника Авраама Лота, Авраам бесстрашно атаковал со своими домочадцами армии четырех царей и победил их. Когда позже зашла речь об уничтожении Содома, Авраам не побоялся спорить с самим Всевышним. Да и как мы можем предполагать обычные человеческие слабости в человеке, который напрямую беседовал со Всевышним и принимал в своем шатре ангелов!

Я думаю, найти объяснение происходившему с Авраамом и его женой Сарой мы можем лишь в области мистического. Наши мудрецы учили, что случившееся с нашими праотцами есть знак того, что произойдет позже с еврейским народом. Кто же жена еврейскому народу?

Пинхас Полонский в своих лекциях о философии рава Кука пересказывает идею, что отношения евреев с Землей Израиля отличны от обычных отношений. Если для прочих народов их родина — мать, родившая их (обычное клише — «родина-мать»), то, так как народом евреи стали где-то на выходе из Египта и пришли в Землю обетованную уже сформировавшимся народом, наша связь с этой Землей — супружеская, основанная на Обете. В таком случае двукратная временная потеря Авраамом своей жены указывает на предстоящую двукратную потерю евреями своей Земли.

Дважды у евреев отнимали их Землю. В первый раз это сделал Вавилон, во второй раз — Рим. Авраама упрекают в событиях умыкания Сары: «И призвал Паро Авраама и сказал: Что это сделал ты мне? Почему не поведал ты мне, что жена твоя она? Почему ты сказал: Моя сестра она, — и я взял ее мне в жены! А теперь: вот жена твоя, бери и уходи!» (Брейшит, 12:18–19). В инциденте с царем Газы: «И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: Что ты содеял нам? И чем я согрешил пред тобою, чтобы ты навел на меня и на царство мое великий грех? Дела небывалые ты содеял со мною. И сказал Авимелех Аврааму: Что усмотрел ты, чтобы тебе содеять такое дело? <...> и возвратил ему Сару, жену его» (Брейшит, 20:9–14).

Историки упрекают евреев в обоих событиях, приведших к потере ими своей Земли. В 597 году до н.э. еврейский царь Иаким напрасно бросил вызов могущественному Навуходоносору, понадеявшись на помощь египетской супердержавы. А в I веке до н.э., во время войны двух братьев за престол в Иерусалиме, один из них, Гиркан, сам призвал в Иудею римского полководца Помпея с его войсками. Внутренние распри и, опять же, чрезмерное почтение к супердержавам — повторяющаяся ошибка евреев.

Это все — дела давно минувшие. К нашим дням, наверное, относится повторение библейской истории про жену в третий раз — с Ицкахом: «И спросили жители места того о его жене и сказал он: Моя сестра она. Ибо он боялся сказать: Моя жена; (боялся) как бы не убили меня жители места сего из-за Ривки, ибо хороша видом она. И было, когда провел он там много дней, и взглянул Авимелех, царь пелиштим, в окно и увидел: вот Ицхак тешится с Ривкой, своей женой. И призвал Авимелех Ицхака и сказал: Однако, вот жена твоя она! Как же ты сказал: Моя сестра она! И сказал ему Ицхак: Ибо я подумал: Не умереть бы мне из-за нее. И сказал Авимелех: Что это сделал ты нам! Едва не лег один из народа с женою твоей, и ты навлек (бы) на нас вину. И повелел Авимелех всему народу так: Кто коснется этого мужа и его жены, смерти предан будет» (Брейшит, 26:7–11).

Это предсказание мы можем понять так: получив назад нашу Землю-жену после первых двух потерь ее, мы опять рискуем потерять ее, пренебрегая Обетом и вновь выдавая ее за сестру. Похоже это на процесс, начатый Ословским аккордом 1993 года. И здесь забота о безопасности: «Не умереть бы мне из-за нее», — сказал когда-то праотец Ицхак, а в 1993 году повторил другой Ицхак — Рабин. И опять мы навлекаем на себя, как библейский Ицхак, упрек, но, как и он, свою Землю-жену потерять не должны.

От директора радио «Аруц Шева» Ишая Фляйшера я слышал историю, свидетелем которой он недавно был. К конференции произраильских евангельских христиан, проходившей в одном из южных городов США, обратился через спутник Биби Нетаниягу. «Иудея и Самария — наша историческая, Б-гом данная нам Земля», — заявил израильский премьер. Раздались бурные аплодисменты. «Но мы готовы уступить ее, чтобы заключить мир с арабами», — продолжил Биби. Готовые к новым аплодисментам руки повисли в воздухе. «Как же быть тогда с обещанным Ицхаку: «тебе и твоему потомству дам все эти земли»? — подумали, наверное, христианские читатели Библии. Как когда-то фараон и Авимелех относительно жены Авраама, эти христиане ясно признают библейское право евреев на Землю Израиля.

Пинхс Полонский, обсуждая метафору «Земля Израиля — жена еврейского народа», уподоблял готовность отдать эту Землю другому народу готовности привести к своей жене любовника. В Вечной Книге, похоже, предсказан и такой прискорбный поворот в нашей истории.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

2 комментариев к “Евреи и Земля Израиля

  1. Уважаемый Борис!
    Мой вопрос касательно Брейшит, 12:11-13. Саре в то время было 90 лет. Наверное для Аврама (тогда Аврам еще не стал Авраамом)его жена Сарай и в этом возрасте казалась прекрасной. Но как можно было опасаться, что на неё кто-то польститься, тем более фараон, у которого гарем полон молодых красавиц? Может быть, в этом месте есть какая-то загвоздка. А как вы думаете?

  2. Уважаемый Виктор, более точно Саре было 90 к истории с Авемелехом. Действительно загадка есть. Видимо, для людей, слышащих Бога, жизнь течёт по-иному. Так, Яков женился в 77, а умер в 147 лет. Раши говорит о Саре, что в 20 она была мила как в 7. Но в Торе говорится о беременности Сары в 90 как о чуде, как было бы и в наши времена.
    А может быть для аборигенов старая еврейка казалась привлекательней юных язычниц?

Обсуждение закрыто.