Современный мир ищет адекватные способы описания духовного опыта.
Возникла пара понятий, которые по-английски звучат как doing и being. Их, кстати, очень тяжело перевести на русский язык.
В чем суть этого описания?
Doing – это процесс работы нашего сознания, когда оно, подобно процессору в компьютере, обрабатывает задачу. Это важный фактор нашей жизни, но у него есть одна опасность. В последние годы у человека резко ускорился и уплотнился ритм жизни. Раньше подавляющее большинство людей работали «от звонка до звонка». Уходя с работы, человек «оставлял» на работе мысли о работе и шел со «свободной головой» к семье.
Такой человек с радостью встречал своих домочадцев, с удовольствием проводил с ними время, с аппетитом ел свой ужин. Его внерабочее время было посвящено семье.
Идеалом современного западного мира является собственный бизнес. Современный бизнесмен уже не работает «от звонка до звонка». Его сознание включено в «производственные процессы» по графику 24/7, т.е. круглосуточно и без выходных. Как говорится, его сознание всегда «при деле», т. к. в серьезном бизнесе всегда есть, о чем думать и заботиться.
Получается, что «человек при деле», а не «дело при человеке».
Говорят психологи, что человек становится «слугой» своего бизнеса, а не его хозяином. Такой человек, садясь ужинать, думает не о пище, а все о том же рабочем процессе. Это и называется сознанием в режиме doing.
Хорошо это или плохо? Конечно, режим doing очень важен, и мы должны вкладывать в него свои усилия. Но если человек не выходит из этого режима, то он забывает про себя, про своих близких, и такой образ жизни лишает человека индивидуальности и «права» быть хозяином.
Being – это когда работа объявляется «вне игры». На определенное время. Это время – «остров покоя», посвященный себе и своим близким. Все, что мы сейчас написали, не является ни религиозным, ни специфически еврейским, а отражает понимание природы любого человека.
Поэтому, суть идеи шаббата применима и важна любому человеку и особенно актуальна в нашем гиперактивном XXI веке.
Если мы восприняли идею в целом, то теперь мы можем углубить ее.
Существуют классические, мистические и инновационные подходы к шаббату.
Классические – это общение с женой и детьми, трапеза, прогулки на природе, красивая одежда, чтение книг (вместо телевизора и Интернета) и т. д.
Мистические — те, кто умеет «обращаться» с идеей Б-га, могут в шаббат фокусироваться на ощущении Его близости к нам. В будни все наше сознание занято работой. В шаббат очистившееся сознание можем заполнить ощущением Б-жественного.
Для многих это может быть поход в синагогу или еврейский центр, чтобы пообщаться с друзьями, послушать урок Торы, поучаствовать в молитве.
Инновационные – медитации и специальные упражнения, помогающие наполнить шаббат.
Интересно проанализировать высказывания мудрецов о шаббате.
Рабби Элиэзер говорит: «Б-г благословил шаббат светом лица человека. Несравнимо лицо человека в будни и в шаббат».
Рабби Йоси говорит: «Б-г благословил нас в шаббат особым вкусом». Пища в шаббат ощущается гораздо вкуснее. Это происходит потому, что наше сознание не перегружено будничными мыслями и может сфокусироваться на еде. Говорит Талмуд, что рабби Йегуда а-Наси пригласил в шаббат римского императора Антонинуса на трапезу. Когда император попробовал эту же еду в будни, он заметил, что вкус еды в будни – не столь изыскан. Это означает, что и неевреям доступно ощущение особой изысканности еды в шаббат. Если человек выделяет особое время, отделяя его от будней, то он будет получать удовольствие от времяпрепровождения в шаббат.
Ибн Эзра говорит: «В шаббат мы получаем дополнительную силу для тела, и дополнительную мудрость для души».
Рабейну Бехайя говорит, что «Шесть дней душа человека чувствует себя как гость в доме, а в шаббат – как хозяин».
Обычный человек «заряжает» душу во время сна, когда тело не занято мыслями, и душа «улетает на связь с Б-гом». Еврей, соблюдающий шаббат, «заряжает» свою душу и в шаббат, при этом находясь в состоянии бодрствования и получая от этого удовольствие.
Наслаждение от шаббата приходит не сразу. Сначала нам тяжело отключить режим doing. Но постепенно режим being становится желанным и начинает приносить нам подлинную радость.
3 thoughts on “Радость шаббата”
Comments are closed.
А вот по поводу вкуса еды я был бы осторожен: это с легкостью может из עונג превратиться в נגע: вместо \»бытия\» (being, жевания, ощущения бытия http://jidovska-morda.livejournal.com/13476.html ) будет \»деятельность\» (doing, заглатывание и животнизация, а не развитие ощущения постоянного творения мироздания).
🙂 !!
1) Трудно представить что-то более отстоящее от being, чем США. Предложи итальянца дополнительную работу — он посмотрит на тебя как на сумасшедшего и пойдет загорать и есть макароны. Американец посмотрит на итальянца как на сумасшедшего и пойдет работать.
2) Не случайно индийские ашрамы набиты американскими евреями. Это их еврейская, читай \»шаббатная\», суть (\»тот, кто публично нарушает субботу не называется Исраель\») бунтует против животного doing. Только, не подозревая о своей сути, вместо того, чтобы бежать от фараона (\»נרפים אתם נרפים\») в шабат, они бегут к идолопоклонникам בעל פעור.
3) ולאום מלאום יאמץ Само возникновение США и её превращение в супердержаву, страны золотого тельца и зеленого змия \»In Gold we trust\» наверно является знаком страшой деградации в сохранении еврейским народом субботы как being.
4) Вкус еды в святую субботу — это вкус being рабби Еhуды hакадош, а не вкус doing французского ресторана.
5) Традиционная суббота — это суббота being рабби Еhуды и Аризаля. Инновационная суббота — это суббота вкусной еды французского ресторана с отличным кашрутом и пустыми разговорами и практически полным непониманием сути субботы (а значит и всей еврейской жизни).