Юбилей патриарха. К 90-летию Ильи Шенкера

Нашему выдающемуся художнику Илье ШЕНКЕРУ исполнилось 90 лет. Из них больше семидесяти он отдал высокому искусству.

В истории изобразительного искусства немного примеров столь плодотворного творческого долголетия.

Мое восхищение творчеством Шен­кера началось в Одессе, а в Нью-Йорке стало возрастать с каждой выставкой художника, с каждой его новой картиной. Из Одессы в Нью-Йорк Шенкер привез традиции замечательной одесской художественной школы, духовную свободу и честный талант, который не разменял на модные течения и сиюминутный успех. Мое расставание с прекрасной Одессой, как и у каждого иммигранта, с городом его детства и юности, было печальным. Оно усугублялось привязанностью к одесскому художественному миру. Меня утешала духовный лидер одесской художественной школы Дина Михайловна Фрумина. Она говорила: «Не огорчайтесь, в Нью-Йорке вас ждет встреча с нашими замечательными художниками» – и среди первых назвала Шенкера, Межберга, Рихтера.

В Новом Свете творческие принципы и убеждения Шенкера остались неизменными. В многогранной художественной жизни Нью-Йорка Шенкер сумел занять свое особое заметное место. Приобретенная здесь свобода творчества расширила горизонт, сделала возможным осуществить замыслы и воплотить в своих произведениях сложные судьбы нашего народа. Хочу упомянуть хотя бы этапные работы еврейского цикла, которые выдвинули Шенкера в ряды одного из самых глубоких художественных летописцев, отразившего в своих полотнах страдания, радости и духовные завоевания народа. Думаю, что эта грань творчества художника еще ждет своего обстоятельного исследователя. Картины, созданные, как говорят, навечно, будут волновать всегда.

Итак, еврейский мир Шенкера по праву возглавляет эпический триптих «Иудейская война». Центром триптиха является картина «Арка Тита» – огромное полотно не только по размеру, но и по масштабу изображенного в ней события, по персонажам, по неуемной шенкеровской фантазии и по ее живописной мощи. Пленные евреи не выглядят рабами, а толпы римлян вокруг – отнюдь не триумфаторы. Где они теперь, завоеватели Иудеи? Сгинули в исторической бездне, от того народа осталась в центре Рима сиротливая Арка Тита со сценой ограбления Иерусалимского Храма, а народ Иудеи торжествует свое возрождение. Этот апофеоз избранного вечного народа художник демонстрирует с присущей ему выдумкой, включив в действующие персонажи легендарного премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, Любавичского Ребе и себя – автора эпопеи. Этот символ художнику показался недостаточным, и он включает в створки триптиха наших современников, членов семьи художника во главе с самим автором. Этому труду юбиляра уготовано место в самом престижном музее, как, впрочем, и многим другим его полотнам. Как тут не упомянуть знаменитую картину Шенкера «Одиннадцатое сентября»! Не только потому, что годовщина трагедии, но и по её глубокому философскому смыслу, а еще и потому, что художник сумел органически объединить в одном сюжете три величайшие трагедии человечества. Ужас Холокоста воплощен в образе доктора Корчака, который вместе с детьми своего приюта идет в газовую камеру, но остается жить вечной памятью и вечной славой. В мировой истории и в мировой живописи нет более святого образа и убедительного примера победы света над мраком смерти.

Гения мирового театра Соломона Михоэлса художник изобразил великим трагиком на фоне кровавого красного знамени, создав впечатляющий символ победы высокого духа над кремлевским злодеем, планировавшим завершить Холокост в Советской России. Духовное сопротивление мировому злу художник воплотил в обобщенных образах Любавичского Ребе, Папы Иоанна-Павла II и Льва Толстого. Есть в еврейском цикле Шенкера много других прекрасных работ по тематике и исполнению, в которых он выразил исторические проблемы времени: печаль маленьких еврейских мальчиков-кантонистов в длинных царских шинелях, грустную мелодию клезмеров, колоритную семью Тевье-молочника и милые персонажи одесской коммунальной кухни, написанные с присущим автору юмором и лукавством, к которым пришел в гости кумир художника великий Рембрандт. Для перечисления всех картин цикла не хватит газетной площади.

Особое место в творчестве юбиляра занимает прекрасно изданный альбом гравюр, посвященных поэзии Пушкина. Как же обойти искрящийся радостью искусства шенкеровский «Большой балет»! Как можно не упомянуть огромный мир созданного художником чарующего балетного цикла, в котором нет двух похожих сюжетов и которым могли бы позавидовать все выдающиеся хореографы и театральные художники и все балетные сцены мира! Чего стоит танцевальная сюита на Красной площади! Одним словом – шедевр. Подобное упоение балетом в истории живописи – большая редкость. Мы еще не сказали о своеобразной манере акварелей Шенкера, о картинах, посвященных родной Одессе, русскому Северу и о множестве других сюжетов.

Свой юбилей Илья Шенкер встречает с неуемной жаждой творчества, обе­щающего нам еще много новых свершений.

Дорогой Мэтр, желаем Вам долго творить Ваш неповторимый фантастический мир, который стал и нашим миром.

Опубликовал: Исаак ВАЙНШЕЛЬБОЙМ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Юбилей патриарха. К 90-летию Ильи Шенкера

  1. В Нью-Йорке на 94-м году жизни ушел из жизни известный русско-американский художник Илья Шенкер. Прощание с Ильей Шенкером состоялось 27 сентября в Мемориальном Доме «Лисовецкий»

Обсуждение закрыто.