Это необычный год. Йом Кипур, который называют «Суббота суббот», попадает на собственно Субботу и превращает её в день поста. Три обязательные трапезы плавно оборачиваются пятью молитвами, заповедь субботнего отдохновения – пятью запретами (еды и питья, умывания, умащивания, ношения кожаной обуви и супружеской близости). А ещё говорят, что Суббота – главный еврейский праздник!
Интересно, почему всё-таки «Суббота суббот»? Кажется, трудно представить более противоположные дни, чем Шаббат и Йом Кипур! Пост – и кидуш над вином. Субботний запрет говорить о вещах печальных, расстраивающих, и мольба о прощении, раскаяние, 10 исповедей. Субботнее ощущение величия человека, для которого Б-г сотворил этот удивительный мир, и проходящий через всю службу Дня Искупления лейтмотив величия Г-спода и малости, временности человека. Непонятно.
Наверно, нам будет легче обнаружить в Йом Кипур кульминацию субботнего покоя, если мы заглянем в одну упорно «обижаемую» главу. Нет, что вы – её не забывают, наоборот, первую её половину прочитывают десятки раз — куда больше, чем любой другой отрывок из Торы. Но это единственная глава, у которой нет «своей» Субботы! Все недельные главы заканчивают читать в Шаббат, они так и названы: «Шаббат Брейшит», «Шаббат Мишпатим»… А последняя глава Пятикнижия «Везот абраха» в календарях даже не упоминается!
Причина в том, что мы прочитываем эту главу в Симхат Тору, праздник завершения годового чтения Торы – а он никогда не выпадает на Субботу. В тот же день мы читаем и первую главу, начиная новый цикл. Тора не имеет конца, она «вращается» и вращает своей духовной силой всё мироздание…
А, казалось бы, предсмертное благословение Моше народу заслуживает, чтобы в его честь назвать одну из недель. Куда больше, чем злодей и колдун Балак (вспомните главу «Балак»).
За пояснением обратимся к Шаху. Заодно нам начнёт раскрываться очень важная грань праздника Йом Кипур. Ведь это именно тот день года, когда Моше вторично спустился с горы Синай, вымолив нам прощение за грех золотого тельца. За грех опошления Б-жественного и человеческого, которым мы по сей день грешим с энтузиазмом.
Шах подчёркивает, что глава «Везот абраха» начинается с соединительного союза «и». Означает это, в частности, нечто вроде «и всё-таки». Моше благословляет народ, причём обращается сразу ко всем поколениям евреев, что видно из грамматики фразы. Благословляет, несмотря на то, что ему должно быть очень больно и обидно. Народ стоит у дверей Святой Земли, а ему, вождю, заявлено: «Увидишь ты эту землю, но в неё не войдёшь!». И люди не просили за царя! Тот самый народ, который он вывел из Египта, провёл по пустыне, которому столько раз находил прощение и помощь…
Но Моше от всего сердца благословляет евреев и через них – человечество. Другое значение вступительного «и»: благословления Моше продолжают и дополняют благословения Билама. Те, о которых сказано, что они дают нам силу во все времена до прихода Машиаха. И это подсказка в Йом Кипур.
Начинает Йом Кипур «Чистая молитва». Мы в белых одеждах – символе чистоты. И одновременно – это напоминание о смерти, о временности нашего земного бытия. И о том, что придётся давать отчёт перед Создателем о каждом шаге, о каждой мысли… Главное во вступительной молитве Дня прощения, молитве, помогающей подойти к Судье в чистоте и святости, – прощение тех, кто нанёс нам обиду или ущерб. Можно сказать, что прощальное благословение Моше – это и была наивысшая форма «Чистой молитвы» перед встречей с Создателем! И тогда Йом Кипур – «Суббота» этой главы.
Мы должны отвернуться от плохого. Подобно тому, как Творец хочет «отвернуться» от наших проступков и не всегда идеальных мыслей и настроений. Между прочим, Моше показал нам пример этого ещё раньше. Когда Творец взглянул на него из несгорающего куста, он воскликнул: «Отвернусь и посмотрю на это великое явление!» Переводчики вставляют здесь : «подойду и посмотрю» — как ещё сделать текст понятным? А Моше именно отвернулся от мира, от всякой разделённости на вещи и времена – и тогда с ним заговорил Б-г. Ведь мир по сравнению с Чистейшим, Святым – бесполезен и нечист. Как обида и неприязнь в день «абсолютного счёта»…
Выходит, Йом Кипур и есть самая одухотворённая форма Субботы. Суббота – свидетельство о Б-ге и о Его творении. Это день, когда мы поднимаем и освящаем будничное: еду, отдых, удовольствия… А в Йом Кипур мы просто откладываем их в сторону ради прямой и ясной близости к Создателю. В этот день мир нам не очень нужен. Ибо работа наша, как у Моше на пороге ухода, – благословить людей. И лишь ради того, чтобы благословение «работало», нужны нам поддержка, очищение и прощение. Нужна уверенность в милосердном приговоре – ведь не каждый, как Моше, может совсем пренебречь своими личными заботами! Доброй всем нам печати, друзья!