Приближается самый трагический день в нашей стране – день страшного террористического акта – 11 сентября 2001 г., когда самолеты с сотнями пассажиров на борту врезались в Башни-Близнецы Международного торгового центра.
За завтраком я включила телевизор и уже не могла оторваться. Шел фильм «The Guys».
Герой фильма – пожарник пришел к писательнице и просит написать о его друзьях – пожарниках, погибших, когда упала вторая Башня. Их группа состояла из 16 человек, и только двое остались живы (он сам в этот день был дома, в Бруклине). Он рассказал ей о самых своих близких друзьях – Патрике, Дейве и Бернарде.
Глядя на кадры этого фильма, я все время думала об Адике – Аркаше, Аркадии Зальцмане, пришедшем в этот день на митинг на 105-й этаж и не вернувшемся домой… Единственный сын не вернулся к родителям Фаине и Александру, к жене Жанне и к дочери Лоре.
Впервые я познакомилась с Мариной и Шурой в Крыжополе в доме моей подруги и одноклассницы Бети Маляр (Бетя – двоюродная сестра Шуры). Потом они поженились и уехали в Кишинев, и я потеряла их из виду.
Но в 1966 г. мы тоже переехали в Кишинев и здесь опять встретились с семьей Зальцманов в доме у другой двоюродной сестры Шуры – Полины Савраньевской. В этом гостеприимном доме мы встречались довольно часто. Фаина преподавала английский язык в одной из лучших молдавских школ города. Пользовалась огромным авторитетом как учитель и как человек. Шура работал инженером-строителем. Я не знаю другой семьи, окруженной таким количеством друзей там, в Кишиневе, и здесь, в Америке. И эти добрые люди всегда помогали всем, чем могли, в том числе и нам. Шура помог прописать моего мужа Иосифа в пригороде Кишинева. И благодаря этому муж смог поступить в кооператив и забрать к себе семью. Мы всегда вспоминаем это с благодарностью.
Когда мы приехали в Кишинев, Аркаше было 11 лет, очень красивый мальчик с большими умными глазами. Он учился в престижной школе № 53 и одновременно в художественной. Успешно закончив обе школы, поступил в Кишиневский политехнический институт.
Аркадий выбрал профессию, родственную профессии отц: он стал архитектором. И открылся его бесценный дар – архитектор от Б-га.
В газете «Вечерний Кишинев» стало часто появляться его имя как победителя очередного конкурса архитекторов. В Кишиневе по его проектам построено много жилых многоквартирных домов, здание АТС, Дом Советов республики (теперь это Президентский дворец).
Он был на взлете в 70-е – 80-е годы в Кишиневе и в 90-е уже здесь. И в Америке он участвовал во многих международных конкурсах. По его проектам построены здания в Югославии, Бельгии, Канаде и многие здания в Москве. Он построил много жилых домов, был автором 50 проектов, только себе не успел построить дом.
Помню, в Кишиневе Аркадий некоторое время жил по соседству с нами в доме своей бабушки. Летом мы вечерами сидели во дворе, а Аркадий проходил мимо в продуктовый магазин. Так вот, он не «проходил мимо», а всегда останавливался, расспрашивал о здоровье, об успехах детей, иногда рассказывал о своей бабушке, очень умном, добром и эрудированном человеке.
Вот такой красивый, умный, талантливый, любящий муж и отец, заботливый и внимательный сын. Такой человек ушел в возрасте 46 лет по вине проклятых террористов.
По фильму, о котором я рассказала вначале, писательница написала очерк о героях-пожарниках и закончила его словами: «О, как я хочу и все, все хотят, чтобы они (пожарники) вернулись домой к своим семьям, чтобы они вернулись к нам, чтобы они стали в строй и пошли на места своей службы! Но…»
И только 11 сентября 2010 г. мы в 9-й раз будем сидеть всей семьей у телевизора несколько часов, пока среди других не услышим имя Аркадий Зальцман.
И пока живы все те, кто его знал, уважал и любил, он будет жить в нашей памяти и в наших сердцах.
Маня ГЕРЦЕНШТЕЙН (Мицель), Тинек,
Нью-Джерси
Опубликовал: