Яновский Давид Маркелович родился 25 мая 1868 года в Волковыске Гродненской области в ортодоксальной еврейской семье. Его основная профессия — журналист, но всю свою жизнь он посвятил шахматам.
С шахматами он познакомился в десятилетнем возрасте.
В 1891 году он переехал в Париж, но до Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. выступал в ответственных шахматных соревнованиях как представитель России. Затем в 1915 году он иммигрировал в Соединённые Штаты Америки, а с 1925 года Давид Яновский вновь во Франции.
На международной шахматной арене Яновский дебютировал в 1894 году в Лейпциге, где в турнире занял 6 – 7-е места. На престижном международном шахматном турнире в 1895 году в Гастингсе он разделил 12 – 14-е места.
После его дебюта в этих знаменитых соревнованиях результаты Давида Яновского начали расти: в Нюрнбергском турнире (1895 г.) – 5-е место; в Будапештском (1896 г.) – 4 – 5-е места; в Венском турнире (1896 и 1898 гг.) – 1-е и 3-е места; в Монте-Карлском соревновании (1901 г.) – 1-е место, а в 1902 году – 3-е; в Ганноверском и Парижском турнирах (1902 г.) – 1-е место.
Затем он повторил успех во втором Парижском турнире (1902 г.) – 1- 2-е места; в Кембридж-Спрингском состязании (1904 г.) и Остендском (1905 г.) – 2 – 3-е места; Барменском турнире (1905 г.) – 1 – 2-е места. Во втором Всероссийском турнире (1900 – 1901 гг.) – 3-е место.
С 1906 года Давида часто преследовали неудачи. Лучшие его результаты: Остендский турнир (1907 г.) – 3 – 4-е места; Схевенингенский турнир (1913 г.) – 2-е место; Нью-Йоркский турнир (1913 г.) – 4-е место; там же в 1916 году – 2-е место и в 1922 году – 3-е место; Йерский турнир (1926 г.) – 2-е место; а в Гентском состязании, завершившем его турнирную жизнь, Давид Яновский занял 3 – 5-е места.
После успешных выступлений в престижных турнирах Давид Яновский фактически переключился на матчи с чемпионами мира, претендуя на титул чемпиона мира по шахматам. На это у него были веские основания.
После успешного выступления в престижном Лондонском турнире (1896 г.), где он занял 2 – 4-е места, Яновский собрал необходимую сумму в долларах и послал вызов чемпиону мира Эмануилу Ласкеру. Но смог сыграть с ним матчи лишь в 1909 и 1910 гг.
По обоюдному соглашению первый матч игрался на большинство очков из 10 партий одного из участников, а второй – до восьми побед одного из играющих.
Оба матча между ними финансировал французский шахматный меценат Мойсей Нардус. Оба матча для Давида Яновского закончились с явно разгромным счётом.
В первом матче счёт был 8:2 в пользу Эмануила Ласкера. Давиду Яновскому удалось выиграть лишь одну партию (шестую) и две партии сыграть вничью (первую и восьмую).
Ряд европейских и американских газет того времени не признали этот матч в качестве матча на первенство мира, ввиду того что не были опубликованы условия матча. Второй матч Давид Яновский – Эмануил Ласкер проводился в Берлине и игрался до восьми выигранных партий. Эмануил Ласкер вновь доказал своё шахматное превосходство, выиграв восемь партий и сделав три ничьи. Общий счёт матча – 9,5:1,5 в пользу Эмануила Ласкера. В обоих матчах Ласкер сохранил за собой титул чемпиона мира по шахматам.
Давид Яновский, желая доказать своё претендентство на чемпионское звание, участвовал ещё в восемнадцати матчах с сильнейшими шахматистами мира, в которых он одержал одиннадцать побед, свёл вничью два матча и потерпел пять поражений, в том числе: с Фрэнком Маршаллом, с Карлом Шлехтером, с Жаком Мизесом и с Шимоном Винавером.
Он полагал, что победы над Фрэнком Маршаллом всё ещё открывают ему путь к завоеванию права на матч с Эмануилом Ласкером.
Давид Яновский один из немногих выдающихся шахматистов, которому удалось выигрывать у Вильгельма Стейница, Эмануила Ласкера, Хосе Рауля Капабланки и у Александра Алёхина.
Последнее его участие в турнире состоялось в Генте в 1926 году, где он занял 3 — 5 места.
Умер Давид Яновский 15 января 1927 года в Йере, прибыв по приглашению для участия в турнире.
Давид Яновский – выдающийся шахматист атакующего стиля, блестящий тактик, высоко ценил теоретическое начало в шахматах.
Его азартный и неуравновешенный характер часто мешал ему добиваться высочайших спортивных достижений.
«Партии Давида Яновского показывают, что он может десять раз держать в руках выигрыш, но, жалея расстаться с партией, в конце концов уверенно её проигрывает», — Эмануил Ласкер.
Давид Яновский внёс огромный вклад в теорию шахматной игры. Широко известны его продолжения в ферзевом гамбите, в сицилианской и французской защите, в защите Михаила Чигорина и во многих других дебютах.
Таким он запомнился любителям шахмат и верным поклонникам его незаурядного таланта. Его имя запечатлено на скрижалях шахматной летописи.
Яновский Давид Маркелович (1868 – 1927) – шахматист, претендент на мировое первенство, шахматный теоретик, практик и журналист.
Под впечатлением своих турнирных успехов и нескольких удачных партий с чемпионом мира д-ром Ласкером Яновский отважился вызвать его на матч, но силы были неравны. Результат оказался плачевным. Мудрый практик и глубокий психолог, Ласкер сознательно создавал скучные позиции, не давая Яновскому развернуть свою фантазию во всю мощь. Впрочем, Яновского не занимало чемпионство как таковое, он всю жизнь отстаивал яркий и зрелищный стиль. Его дерзкие атаки и блестящие комбинации поражали невиданным риском. В то время шахматы ещё не превратились в большой спорт, а были просто частью человеческой культуры. Яновским больше владела тяга создать красивую, цельную партию, чем победить во что бы то ни стало. «Яновский был великим шахматистом, но средним спортсменом и слабым психологом», — однажды сказал о нём Ласкер. По воспоминаниям современников известна и страсть Яновского к азартным играм. Он играл одержимо в карты (бридж или покер) и раз за разом проигрывал всё то, что его талант и труд приносили ему в шахматах. В 1901 году он спустил в казино Монте-Карло весь свой первый приз. Азарт Яновского мешал ему не только в жизни. Истинный художник в искусстве шахмат он, тем не менее, не мог совладать со своим стилем, который страдал от мелких недостатков, в первую очередь от отсутствия самокритики и самообладания. Яновский всегда играл на атаку, даже когда для этого не было никаких оснований; именно из-за этого он проиграл множество партий.