— Моей бабушке приснился сон, — взволнованно сказал мне Алик. — Во сне к ней обратился дедушка: «Прошло сто лет со дня моей смерти, и никто ни разу не произнес по мне кадиш (поминальная молитва)». Бабушка попросила меня пойти в синагогу и произнести кадиш по ее дедушке.
Я пошел с Аликом в синагогу, где он произнес кадиш. И с этого момента его жизнь изменилась. Алик начал посещать уроки Торы, соблюдать заповеди, а через некоторое время стал душой этой синагоги в Бруклине. А недавно друзья Алика, и я в том числе, радовались его свадьбе…
… В дни Рош Хашана и Йом Кипур рабби Цви Элимелех Шапиро (1783 — 1841) был хазаном в своей синагоге. Прихожане заметили, что он почему-то открывал сидур (молитвенник) великого каббалиста Аризаля, однако не листал его, а произносил молитвы по «Махзору» (молитвеннику для праздников).
— Почему вы открываете сидур Аризаля, но не читаете по нему молитвы? – осмелились однажды спросить евреи своего ребе.
— На ваш вопрос я отвечу историей, — сказал ребе. — Один еврей служил в доме российского министра. Вскоре после того как у него родился первый сын, разразилась эпидемия, и он, и его жена умерли, оставив ребенка сиротой. Министр решил взять их сына к себе, скрыв от него, что мальчик еврей. Он так же спрятал одну книгу отца мальчика на чердаке своего дома. Ребенок рос в доме министра. И когда ему исполнилось тринадцать лет, он во сне увидел своих родителей.
— Дорогой наш сын, наступил месяц элул, пожалуйста, пойди в синагогу и вернись к своему народу! — обратились родители к сыну.
Утром мальчик рассказал министру о своем сне.
– Забудь об этом, ты – не еврей! – ответил министр.
Мальчик постарался забыть этот сон, но через месяц ему вновь приснились родители.
— Дорогой наш сын, наступает еврейский новый год – Рош Хашана. Пожалуйста, пойди в синагогу и вернись к своему народу!
Утром мальчик рассказал министру о своем сне.
– Забудь об этом, ты – не еврей! — повторил министр.
И на этот раз он постарался забыть сон, однако десять дней спустя сон повторился.
— Дорогой наш сын, наступает Йом Кипур, — плакали они. – Пожалуйста, пойди в синагогу и вернись к своему народу!
Проснувшись, мальчик не находил себе места. Он поднялся на чердак и нашел там книгу на непонятном языке.
— Что это за книга? – спросил он министра.
Тогда министр открыл ему тайну. Вскоре мальчик вышел из дому с книгой в руках. Войдя в синагогу, он увидел евреев, отмечающих День прощения – Йом Кипур, и рассказал им, что хочет вернуться к своему народу. Открыв «Махзор» своего отца, он со слезами на глазах обратился ко Всевышнему: «Я не знаю еврейского языка, но прошу Тебя, помоги мне вернуться к моему народу, прими мою молитву вместе с молитвами всех евреев, как будто я произнес слова, которые произносил мой отец!»…
— Так же и я, подобно ребенку, открываю сидур великого Аризаля в Судный день, — объяснил рабби Цви Элимелех. – И прошу Всевышнего: «Помоги мне вернуться к моему народу, прими мою молитву вместе с молитвами всех евреев, как будто я постиг всю мудрость Аризаля!»…
…«Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен, старейшины, надсмотрщики, все евреи, ваши дети и жены…» (Дварим, 29:9).
— Почему Тора подчеркивает слово «все»? – спрашивал переживший Холокост рав Цви Гирш Кохен в своей книге «Лекутэй Цви». – Если еврей стремится «быть со всеми», то его молитва будет принята с молитвами всех евреев. И даже если он, подобно ребенку, не знает слов молитвы, все равно исполнятся его сокровенные мечты, и он удостоится вернуться к своему народу!