Одна и та же крылатая фраза может быть понята совершенно по-разному, в одном случае — как злодейский план, а в другом — как духовная миссия.
Изначально мы знаем фразу «Разделяй и властвуй» как инструкцию коварному властителю.
Чтобы править кем-то и подавлять «происки» против тебя, надо сначала перессорить подчиненных, чтобы они не объединились против тебя (стадия — разделяй), а потом можно и взять власть над ослабленными «междоусобицами» подчиненными (стадия — властвуй).
В еврейской мистике эта фраза обозначает совершенно другую идею.
Говорит Каббала, что одной из четырех базовых тактик нашего ецер а-ра (внутреннего духовного оппонента) является создание путаницы в нашей голове, чтобы мы не могли навести порядок в своей жизни. «В мутном омуте черти водятся». И наша задача — разделить разные аспекты ситуации, чтобы с каждым аспектом работать по его правилам.
Т.е. та же идея «Разделяй (идеи) и властвуй (над всей ситуацией)», но с позитивным результатом.
Каббала в помощь нам предлагает парные сфирот, позволяющие разделить процессы.
Сегодня мы разберем пару: хесед-гвура, а в дальнейшем разберем и пару нецах-hод.
Что входит в хесед? Желание дать, это — творчество, благотворительность, любовь. Пользуясь известной метафорой хесед — это “белое и пушистое”.
Что входит в гвуру? Строгость, дисциплина, запреты и ограничения, порядок, расписание, суд и наказание провинившихся. Гвура — это “красное и жесткое”.
А теперь скажите, уважаемый читатель, что вам больше нравится, “белое и пушистое” или “красное и жесткое”?
Ответ очевиден. Но при таком описании нам легко понять, что обществу и человеку нужен не только хесед, но и гвура. Кто обычно не любит гвуру? В первую очередь – дети.
Дети стремятся к получению удовольствия, причем «здесь и сейчас». Если папа не дает ребенку конфету перед обедом (пример гвуры), то ребенок смотрит на папу как на «врага народа».
Вторая категория нелюбителей гвуры — это те люди, которые не умеют видеть всю картину. Дело в том, что гвура — это вспомогательный аспект, он применяется тогда, когда у нас есть глобальная цель — и задача — дойти до цели, не «спившись по дороге» (что отличало многих талантливых русских, не умевших взять себя в руки).
И запреты, и ограничения, и расписание помогают дойти до цели и минимизировать при этом потери в дороге.
Говорится, что гвуру нельзя использовать как самоцель. Так, например, суд — это не главный орган в государстве, но вспомогательный. Классический пример применения гвуры — спорт. На пути к медалям (цель) спортсмен ограничивает себя во многом.
Гвура нужна для освоения престижных профессий. Врачи и юристы много лет учатся, отказывая себе во многом, чтобы получить специальность. Когда человек заболевает, он также готов на ограничения, потому что сама болезнь объясняет ему, что невозможно жить только с «белым и пушистым».
Воспитание детей требует от родителей активной гвуры.
Что мы хотим объяснить? Светский еврей избегает иудаизма, в том числе потому, что он боится ограничивающих и запрещающих заповедей.
Запрещающие мицвот — это работа гвуры. Если нам не нравится система запретов, то здесь включаются две проблемы. Первая — наша инфантильность, неготовность смотреть на ситуацию по-взрослому. Вторая — то, что мы не видим всей картины. Главная цель иудаизма — это формирование зрелой личности, подготовленной к жизненным вызовам. И в рамках приближения к цели мы включаем те механизмы гвуры, которые нам помогают в этой задаче.
Поэтому мы должны систему хесед оценивать с одной позиции, а систему гвуры — с другой. И выработав зрелое отношение к каждой из систем, мы можем полноценно развиваться в этом мире.
Это особенно важно в преддверии Рош Хашана — Судного дня. Суд — это правильная оценка каждой из частей нашего жизненного опыта.
Мини-семинары в JCBB (2915, Ocean Parkway).
Выбери жизнь!
А кто выбирает смерть?
Как правильно использовать
духовную энергию Судного дня?
Как оказаться во главе,
а не в хвосте?
29 августа с 4.30 p.m. — 7.00 р.m.
Самый радостный день в году — Йом-Кипур.
Как сделать этот день именно таким?
5 сентября с 10.00 a.m. — 1.30 p.m.
Синтез современной
психологии и 3000-летней
еврейской мудрости.
Лекцию и тренинг проводит рав Ефим Свирский