«Если будет у человека две жены…». Конечно, Тора не отклоняется от буквального смысла, и закон наследования в полигамной семье она устанавливает. В частности нельзя лишать сына от нелюбимой жены двойной доли наследства, если он первенец. Но, увы, уже тысячу лет практически все общины предпочитают ограничиться «одной жинкой на чиловика», и этот закон сегодня неприменим. Расспросим Шаха — что здесь ещё запрятано.
Он пишет: «Мы можем объяснить это так: у человека есть доброе и дурное начала. Дурное, конечно, больше им любимо – лопай, пей, развлекайся и вообще живи без духовных усилий. В простое своё удовольствие. Пасись, а там «будь что будет». Кому не понравится?! Но коли прежде грехов ты делал вещи достойные, «не можешь лишить сына (плоды этих поступков) двойной доли». Ведь каждый, исполняющий заповедь, приобретает себе в духовном мире защитника. И «сын от нелюбимой жены» (доброго начала), ангел-защитник сильно поддержит тебя, даже если проступков многовато…
Шах задаётся вопросом: что это за «двойная доля», которую человек оставляет своим детям в «день наследования»? И приходит к удивительному выводу: речь здесь не об одних правилах юриспруденции, но и про устройство мироздания. «Двойная доля первенца» намекает на два мира: мир земной и мир будущий, вечный.
Между прочим, удивляться особенно нечему: мы знаем, что законы небесного суда подобны законам суда земного. Знаменитое «открытие» христианства: «Не судите – да не судимы будете!» — общеизвестная цитата из древнейших книг. Если хочешь, чтобы к тебе Высший суд относился снисходительно, суди и ты снисходительно других. Так что аналогии между наследованием детей и твоим «наследованием» преходящего и вечного – в еврейском, тотальном мировоззрении – штука предсказуемая.
Мудрецы говорят, что Небесный суд над человеком творится как бы на нескольких уровнях. Мы судимся каждое мгновение, каждый день, каждый год в Рош Хашана; раз в семилетие, раз в пятьдесят лет. Ну и, конечно, «подведение итогов» ждёт всякого, кто оставляет эту временную обитель. «Судебные процессы» касаются разных аспектов нашей жизни и нашего поведения. И «приговоры» они выносят о своём. Так, «накопление на духовных счетах» для вечности, равно как и денежные прибыли и убытки в этом мире на будущий год, – прерогатива суда в Рош Хашана. А вот детали Провидения, например, то, пойдут тебе «выписанные чеки» на пользу или на вред, уже зависит от наших мыслей и дел ежедневно и ежесекундно.
Шах вспоминает слова мишны (основы Устного Закона), что за праведность человека могут не только удостоить бесконечного счастья, но и продлить его дни в этом мире. Прибавить время, чтобы он сделал ещё больше добрых дел, «заработал» ещё заслуг. «А злые и кровожадные не доживут и до половины своих дней». Шах приводит и другую, тоже общеизвестную формулу: один защитник на Небесном суде может перевесить тысячу обвинителей. Иначе говоря, «основной капитал» твой сохранится даже при несколько легкомысленном поведении. Не как на Земле. Правда, в любом случае придётся «заплатить по всем счетам» — Суд точен и справедлив.
Учителя часто используют, говоря о милосердии к нам Создателя, понятие «выкуп». Б-г «выкупает», искупает нас от наших грехов. Часто даёт нам возможность их исправить и ищет для нас все возможные оправдания. Само слова «первенство», «бахура», состоит из тех же букв, что и «благословение», «браха». А гематрия «выкуп» одинакова с гематрией «по милости». Творец, конечно же, знает, как нелегко нам преодолевать влияние среды и собственных лени и упрямства. Он стремится «выкупить» человека из его послушания дурному началу и подарить ему благословение. Б-гу, всё так устроившему, известна сказанная Им фраза (из напутствия Каину): «У входа (в этот мир, при рождении) грех суетится, но ты учись властвовать над ним». И поэтому Его милосердие – одновременно часть Его справедливого суда, беспристрастной оценки всей ситуации.
Но есть-таки в этой оптимистичной картине одна настораживающая гематрия (её приводит Шах). Значения слов «начало» (доброе либо дурное) и «выкуп» одинаковы. Не только Всемилостивый Создатель стремится «выкупить» твою душу и тело – зло тоже претендует на это. Иначе откуда бы у нас взялась свобода выбора? Так что любимые сегодня формы порока: атеизм, распущенность и негативное, «чернушное» отношение к миру, тоже норовят «выкупить» тебя из того доброго и справедливого мироздания, в которое тебя поместил Б-г.
Опубликовал: Арье ЮДАСИН